Автор Тема: Гроза в горах  (Прочитано 38549 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Эдик

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5625
  • Бёрд рейтинг: 0
Гроза в горах
« Ответ #240 : 02 Май 2020, 22:53:58 »
Хорошо написала ,прямо точно как в городе возле парка стояла и сразу  в стих написала.

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #241 : 03 Май 2020, 21:26:32 »
Здравствуйте, Эдик! Когда я спросил у Альбины разрешение на размещение её стихотворения, она мне ответила:

Алла ( Альбина) Янкова ответила Александру
вчера 12:43
Александр Николаевич,  буду рада если это стихотворение оценят любители соловьиный трелей!
С теплом души.

Оффлайн Эдик

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 5625
  • Бёрд рейтинг: 0
Гроза в горах
« Ответ #242 : 03 Май 2020, 22:51:28 »
У нас  многие ходят, в парк Дубовая Роща которое  на берегу Днепра 75 га территория , там соловьев  каждый 300 метров поют  с мая по июнь, все детство туда бегал ,там часто проводились выставки птиц,  с 70 годов каждое лето приезжал чежский Луна Парк,радости было , я своему   младшему брату  жвачки выстреливал в тире без промаха.

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #243 : 05 Май 2020, 09:56:43 »
К празднику Победы 9 мая!
Дорогие мои друзья! Вот и закончил я последнюю пятую часть своей книги о прославленном Герое Советского Союза Василие Васильевиче Решетникове. Конечно, подготавливая свою книгу, я значительно дополнил содержание опубликованных предыдущих четырёх частей. Многое из того, о чём мы с Василием Васильевичем обсуждали, я считал незначительным для публикации, но со временем решил, что мелочей в общении с такими людьми не бывает. Желаю вам приятного прочтения! Надеюсь, книгу удастся всё же выпустить в хорошем оформлении.
http://litoladoga-lobnya.ru/2020/05/05/диалоги-с-в-в-решетниковым-часть-пятая/
Сообщение понравилось: 555, Lex, Геннадий Валентинович, Никита, Эдик

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #244 : 02 Ноябрь 2020, 13:51:10 »
Книга о В.В.Решетникове всё же вышла в прекрасном дизайнерском оформлении, бумага высокого качества и твёрдая обложка.
А мой давний друг Евгений Васильевич Малаханов – в прошлом основатель и председатель Московского клуба певчих и декоративных птиц, подарил мне свою книжку. Очень интересно было почитать о том, что и как происходило становление и развал, ставшей Всесоюзной, организации. Особенно понравились его рассуждения о, так называемой, породе русской канарейки.


Сообщение понравилось: Никита, 555, иванов, Lex, сансаныч, Эдик, Путник

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #245 : 02 Ноябрь 2020, 13:52:56 »

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #246 : 28 Апрель 2021, 20:20:39 »
 
76-й годовщине Великой Победы посвящается
[/size]


Водовороты судьбы
[/size]

Попова (Тепикина) Мария Николаевна (15.02.2017 г.Нижние Серги Свердловской области – 31.10.2003 г.Лобня, Московской области) – военный лётчик, работала инструктором в Актюбинской авиашколе ГВФ. Подготовила более пятидесяти лётчиков. Участница ВОВ с августа 1943 года. Воевала в составе 46-го Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиаполка заместителем командира авиаэскадрильи. Совершила 640 боевых вылетов.
Награждена орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также медалями «За оборону Киева» и «Победу над фашистской Германией. После войны трудилась много лет в гражданской авиации на должностях пилота на ЛИ-2, диспетчера КДП, была организатором и начальником службы бортпроводников в аэропорту «Шереметьево». Решением Совета депутатов № 49/8 от 27.08.1999 года  М.Н.Поповой было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобни».


Знакомству с Марией Николаевной Поповой я обязан Владимиру Даниловичу Ширинских, в то время председателю исполкома Лобненского городского Совета народных депутатов. Впервые я её увидел на празднование 20-летия со дня образования города Лобня в сентябре 1981 года. Владимир Данилович представил меня Поповой как лётчика и руководителя дельтапланерной секции при заводе строительного фарфора. Передо мной стояла симпатичная женщина с короткой стрижкой, совершенно седая. Морщинки на лице и шее её вовсе не старили, а глубокие и выразительные глаза излучали необыкновенное тепло и блестели задорными огоньками. Ничто не выдавало в ней легендарную лётчицу. Встретишь её на улице и никогда не подумаешь, что эта пожилая женщина незаурядного самообладания и выдержки, не раз смотревшая смерти в глаза. Фашисты боялись эту смелую военную лётчицу, называли «ночной ведьмой».
Мария Николаевна подробно расспросила меня о том, на каких самолётах и планерах я летал и где, много ли лобненских ребят занимается дельтапланеризмом. В дальнейшем, мы встречались на различных городских праздничных мероприятиях. Она обычно гуляла в городском парке со своим внуком Сашей. Внук чаще жил с ней, чем с родителями, постоянно занятых на работе.
Мне всё время очень хотелось поближе познакомиться с Марией Николаевной, но напряжённый график работы диктовал откладывать встречи на будущее. Мечтал поговорить с ней подробнее о тех страшных временах, но трагическая случайность, прервавшая её жизнь в 2003 году, не дала мне этой возможности.
Я читал о Поповой в изданных воспоминаниях лётчиков 46-го Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка, в книге Героя Советского Союза М.П.Чечневой ««Ласточки» над фронтом». Материалы многочисленных интервью самой Марии Николаевны, в том числе статья, опубликованная в газете «Мой Аэрофлот» от 13 августа 2002 года, автор статьи С.Пахарева. В еженедельной газете «Лобня» была размещена статья М.Пурица, тогда председателя ДОСААФ города, и воспоминания её боевых подруг. Так постепенно передо мной сложился почти весь жизненный и боевой путь Марии Николаевны Поповой.
Маша родилась за три недели до Февральской революции в посёлке Нижние Серги (в 1945 году получивший статус города в Свердловской области), расположенный на западном склоне Среднего Урала, на реке Серга (приток реки Уфа) в 98 км к юго-западу от Екатеринбурга. Рано стала взрослеть, а, в неполных 15 лет, закончив учительские курсы, стала преподавать русский язык в начальных классах. В 1935 году поступает в Свердловский педагогический институт на специальность учителя математики. Математика давалась Маше легко, и в этой области ей прочили хорошее будущее. Но судьба распорядилась иначе.
По всей Стране  IX съездом ВЛКСМ был принят лозунг «Комсомолец, на самолёт, который вдохновил тысячи молодых людей поступать в аэроклубы и лётные училища. Были выдвинуты задачи: «Дадим стране 150 тысяч летчиков!» и «Трудовой народ, строй воздушный флот!» Этот призыв коснулся сердца молодой комсомолки.
Когда в Батайской школе пилотов объявили дополнительный набор, и по совету учителя физкультуры Владимира Васильевича, Мария Тепикина окончательно приняла решение стать лётчиком. Прошла медицинскую комиссию и стала учлётом Батайской школы пилотов. Её однокашником по лётной школе был красавец Анатолий Попов, по которому сохли почти все девчонки. Но Маша твёрдо решила сначала получить профессию лётчика, а потом уже устраивать личную жизнь. Только на последнем курсе она вышла замуж за своего сокурсника Петра.
Успешно завершив учёбу, она получила специальность пилота Гражданской авиации 4-го класса. После лётной школы, молодожёны получили назначение в Семипалатинск, в казахское управление ГВФ. Летали в одной эскадрилье, но в разных экипажах, развозили почту и грузы в Павлодар, Лебяжье, Иртышск. В июле 1941 года у них с Петей родился сын, но счастье семейной жизни было недолгим. Уже шла Великая Отечественная война. Петра отправили на Южный фронт. Их эскадрилья сделала остановку в Ростове. Оттуда она получила первое и последнее его письмо. Не долетев до фронта, самолёт с молодыми лётчиками был сбит немецким мессершмиттом над посёлком Чаплинка. Вся эскадрилья погибла.
 С самого начала войны её направляют в Джамбул лётчиком-инструктором, а затем перевели в Актюбинскую авиашколу ГВФ. Фронту нужны были пилоты, и Мария Тепикина подготовила более пятидесяти лётчиков. Работала днём и ночью, отдавая делу все силы. Тепикину назначили командиром звена: в её обязанности входило проверять всех учлётов перед самостоятельным вылетом, а затем и перед выпуском из школы. Большинство из них геройски сражались на фронтах великой битвы. Вскоре, в 1942 году заболел и умер годовалый сын Марии.
- Земля ушла у меня из-под ног и я полетела вниз, в темноту, в пропасть. – писала Мария Николаевна. - Но чьи-то сильные руки подхватили меня и заставили лететь вверх, в небо, дали почувствовать, что всё изменится. Я решила, что должна бороться с ненавистными фашистами. Я обязана отдать свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Мария Николаевна Тепикина, едва оправившись от горя, стала проситься на фронт, но её рапорта отклоняли, так как она нужна была в тылу. Мария узнала, что послать в Москву решено было не её, а Горбачеву и ещё одну лётчицу инструктора. Тепикина бросилась к начальнику авиашколы и стала убеждать, что послать нужно именно её.
– Вы же знаете, я давно рвусь на фронт, – отчаянно повторяла она, налёт у меня не маленький.
– Опытные инструкторы, сама знаешь, Мария, нужны и здесь, – строго сказал начальник школы, опытнейший лётчик, участник боев в Испании, и уже мягче добавил: – А мне, думаешь, не хочется на фронт? Маша, да ведь уже документы из Москвы сегодня утром подписанные получены.
– А вы скажете, что мы вылетели, а документы пришли чуть позже, – Мария умоляюще и с надеждой смотрела на начальника.
– И что вы так на фронт рветесь, девчонки мои неразумные? Думаешь, там легче, что ли?
– Нет, не думаю. Но мне надо туда. А ведь у Ани – ребёнок, – Мария отвернулась и глухо, в сторону добавила: – а я, вы же знаете, одна.
– Ну, ладно, лети птенец отчаянный, да меня потом, смотри, не брани!
Наконец-то её настойчивость была удовлетворена. В августе 1943 года в Москве в штабе ВВС девушек сначала хотели отправить в полк «пешек», но Маша настояла на перевод в 46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков, сформированный Героем Советского Союза Мариной Расковой. Здесь она встретила много своих подруг по Батайской авиашколе, прежде всего Евдокию Давыдовну Бершанскую, одного из первых своих инструкторов. Встреча была тёплой и дружественной. К этому времени она налетала более 1000 часов в дневных и ночных условиях.
Лётный опыт позволил Тепикиной быстро войти в строй гвардейской авиачасти. 2 я эскадрилья, куда была назначена Тепикина и которой командовала капитан Ольга Санфирова, за время тяжёлых боёв на Кубани и Таманском полуострове, почти полностью сменила свой лётный состав. Несмотря на это,  эскадрилья боевые задания выполняла не хуже других.
 Помимо боевых вылетов Мария занималась обучением молодых штурманов, умело и грамотно подводила их к первым ночным вылетам на боевые задания. Ей много раз пришлось вылетать с юными, начинающими штурманами Валей Пуставойтенко, Полей Петкилевой, Женей Павловой, Леной Никитиной и другими.  Командиром она была добрым, но требовательным. Выполнение боевой задачи для неё было самым главным.
Мария Николаевна рассказывала в одном из своих интервью:
- По пять – восемь вылетов делали за ночь, а однажды слетала на бомбардировку пятнадцать раз. Тридцать пролётов за одну длинную зимнюю ночь над линией фронта. Полёты, полёты…  Всегда напряженные, опасные и всегда разные. Летишь, как на самый трудный экзамен, и не знаешь, какой билет сегодня вытянешь. Да, каждый полёт был экзаменом – испытанием на лётное умение, на мужество, находчивость, выдержку. Много их сдали мы в то суровое время. Немцы нас боялись больше, чем штурмовиков. Днём видно самолёт, куда он летит, а ночью – нет, только слышен свист бомб. Нас поэтому и прозвали «ночными ведьмами». У немцев было хорошее вооружение. Для нас они не жалели снарядов.
Трудно нам сейчас представить ночное бомбометание под сильным обстрелом в районе цели, в зоне десятков вражеских прожекторов, полёты на изрешечённой осколками машине, уход от атак немецких истребителей.
Когда люди спрашивали её: - «Страшно ли было на войне?» Отвечала: - «Нет, страха не было. Были тревога, волнение, беспокойство и ненависть к врагу. Я в детстве пережила два пожара, поэтому огонь для меня представлялся чем-то зловещим, а линия фронта полыхает огнём вся до горизонта. Но собираешь волю в кулак и летишь выполнять боевое задание. Приходилось из-за поломки самолёта ночью садиться на пятачок земли, прямо в деревне, да ещё с бомбами. Нас со штурманом местные жители чуть не разорвали, но увидели, что это свои, да ещё женщины, успокоились. Мы устранили неисправность, взлетели и выполнили боевое задание».
В одном из писем Марине Чечневой, Мария Николаевна пишет: - «Начиная с 9 сентября  43 го и до конца боевой деятельности нашего полка,  я не покидала его ни на один день.  Ни разу не перегоняла самолёты в мастерские, ни разу не отдыхала. Летала и летала. В любых условиях вместе со всеми. И в то же время до самого конца войны многие считали меня новичком, так как пришла в полк позже. Ну, а почему задержалась в тылу, тебе известно. Не пускали. Нужны были фронту лётные кадры…».
Марина Чечнева дала такую характеристику Маше Тепикиной: - «Отличным летчиком была Мария Тепикина. Какое бы сложное задание ей ни дали, можно было быть уверенным – выполнит безукоризненно. Как и всем, Маше были свойственны переживания, связанные с трудностями боевых вылетов, волнение, страх, но она умела держать себя в руках и быстро перестраиваться. В первые же месяцы пребывания в полку Мария зарекомендовала себя знающим и мужественным пилотом. Вскоре она была назначена командиром звена.
А ещё умела улыбаться, даже когда бывало тяжело. Никто из подруг не помнит её печальной, угнетённой – всегда веселая, жизнерадостная».
Далее она описывает подробности некоторых полётов Марии Тепикиной:
- В глухую ноябрьскую ночь Тепикина со своим штурманом Олей Голубевой вылетела в район Керчи. Это был 60 й боевой вылет Маши. В те дни на полуострове ещё не было нашего плацдарма. Обстановка – сложная, а главное сведений о расположении противника почти никаких. Поэтому высота бомбометания была задана больше тысячи метров.
Мария Николаевна вспоминает:
– За полминуты до цели Оля мне скомандовала: «Товарищ командир! Держите курс…» Иду строго по курсу. На цель вышли точно. Но тут нас ухватили сразу три прожектора. Отбомбиться мы всё же успели. И неплохо. Теперь одно – как уйти? Крутанула правым разворотом в направлении на север, потом левым опять резко курс меняю и пытаюсь скольжением уходить. Ничто не помогает. Держат фрицы нас в своих лапах, «Командир, высота девятьсот!» – кричит Оля. А фрицы такой ураганный обстрел начали, что и представить трудно. Развернулась вправо и к морю, южнее Чушки, с резким снижением.
Не убирая оборотов двигателя, лётчица направила машину к морю с таким резким снижением, что немецкие прожекторы потеряли самолёт и стали один за другим выключаться. Но зенитчики продолжали вести обстрел. Вот под крылом «ласточки» показался Керченский пролив. С повреждениями в машине экипаж вышел из зоны огня и оказался над тёмной водой.
– Товарищ командир! Скорость сто семьдесят, самолёт рассыплется! Высота сто метров!
Море – ласковое и грозное – спасающее от вражеского огня и грозящее гибелью. В те тяжкие месяцы мы и любили его, и боялись. Водная поверхность одним видом своим успокаивала, когда приходилось спасаться от зениток и прожекторов, но она становилась холодной и неприветливой, когда нужно было тянуть к берегу на повреждённой машине. Мария и Ольга напряженно прислушивались к двигателю, вглядывались в черноту ночи, с надеждой ожидая появления берега.
– Ну как, штурман?
– Нормально. Дотянем потихоньку.
Экипажи, подлетавшие к цели за самолётом Тепикиной – Голубевой, видели, с каким резким снижением уходил раненый самолёт, и решили, что он сбит и падает в бездну пролива. Вернувшись с задания, так и доложили Бершанской.
– Нет, не может быть, – твёрдо возразила Евдокия Давыдовна. – Включите посадочный прожектор, – добавила она, продолжая вслушиваться в ночное небо.
Через 20 минут после подруг подлетела «двойка» со слоником на хвосте, прилетели Тепикина и Голубева и доложили о выполнении задания.
1 ноября 1943 года наши войска высадились десантом южнее Керчи, в районе поселка Эльтиген. Но обстановка сложилась так, что десант оказался отрезанным от Большой земли. Пробовали снабжать десантников с помощью ИЛов, однако вскоре пришлось от них отказаться: из-за большой скорости штурмовиков грузы часто попадали к противнику. Вот тогда-то и пригодились тихоходные ПО-2.
Через несколько дней со штурманом звена Галей Беспаловой Мария летала на Эльтиген сбрасывать боеприпасы и медикаменты десантникам. Сначала перелетели к «братцам» – в полк Бочарова. Там загрузили «ласточку» – слева и справа под плоскости подвесили мешки. Полетели. Перед Эльтигеном над немецкими плавсредствами самолёты пролетали крадучись, на самых малых оборотах, чтобы их не слышно было. Впереди что-то засветилось. Это их цель — костер. Он разложен во дворе школы, куда нужно сбросить груз. Мария бирает газ, разворачивается и идёт на снижение. Высота — сто метров, семьдесят, пятьдесят…
Десантники стали для девушек близкими, дорогими людьми. Те знали, конечно, из кого состояли экипажи ПО-2. Сверху, с ночного неба, вместе с продуктами и патронами к ним частенько неслись звонкие девичьи голоса. – «Полундра! Бросаю картошку!» - «Держись, хлопцы!» — «Молодцы, ребята!»   
Благополучно выполнили шесть вылетов, удачно сбросили груз и в седьмой раз. А при уходе на первом же развороте на высоте 75 метров самолёт обстреляла немецкая батарея. Прямых попаданий девушки как будто и не почувствовали, но самолёт тряхнуло так, что подруги долго потом удивлялись, как они уцелели. Мотор забарахлил.
– Маша, падаем! Что случилось?
Потом падение прекратилось. Как пелось в песне, улетали от братцев «на честном слове и на одном крыле».
– Ну и выносливы наши «ласточки»! Такие с виду маленькие, слабенькие, а какие перегрузки выдерживают, – говорила Маша на аэродроме.
– Ну что, обстреляли крепко вас, сестренки? – с беспокойством спрашивали на земле.
– Да тряхнуло разок. Не поймём, в чём дело, что с машиной?
– Поддерживающая лента левой полукоробки лопнула, – ответила старший техник эскадрильи. – Так что на сегодня отлетались…
Далеко не всегда всё кончалось благополучно. Иногда просто чудом лётчица выводила машину из под огня, не раз совершала вынужденные посадки. Выручало лётное умение, воля и выдержка.
– Мы как то с Галкой Беспаловой вспоминали конец сорок третьего года (Мария Николаевна часто ездит в гости к своему штурману в Одессу), и она говорит: «Ох, и не везло тебе в те месяцы! Ведь то и дело какие нибудь чрезвычайные происшествия!» А я в ответ смеюсь: «Наоборот – везло, да ещё как! Ведь кончались то они все благополучно». Тогда же вот, когда на Эльтиген летали…
Мария Николаевна замолкает ненадолго, с улыбкой вспоминая те незабываемые дни и ночи. С годами она не утратила своей удивительной жизнерадостности и, вспоминая трудное военное время, то и дело улыбается или заразительно смеется.
– Да, так вот, когда на Эльтиген летали, ещё и такое ЧП было. С Валей Пуставойтенко сделали два вылета, и очень нам мешал береговой немецкий прожектор. В третьем Валя говорит: «Разрешите отбомбиться по прожектору?» Погасили его мы удачно. А мотор вдруг начал давать перебои. Высота четыреста метров, а над морем нужно ещё километров двадцать пролететь. Как ни удерживаю машину, снижаемся всё равно. Вот когда водичка показалась коварной, а берег – таким желанным…  До берега всё же дотянули – правда, уже на ста шестидесяти метрах. Берег гористый, но садиться надо. «Валя, стреляй!» – говорю, а штурман мой молчит, а потом виновато так: «У меня ракет нет. Они в фюзеляже». Сумела я прицелиться к проселочной дороге и так между гор долетели к бочаровцам… Нет, конечно, везло, – с веселой убеждённостью продолжает Мария Николаевна. – Три вынужденных посадки ночью. Помню, на запасную площадку села – маленькая площадочка, да ещё истребители там стояли и от партизан СП 2 прилетел. А у меня с мотором совсем плохо. С трудом, но все же приземлилась: ввела самолёт в пике и с левым разворотом… Начальник площадки Анисимов (я его ещё по Батайской школе знала) увидел это безобразие и грозно так: «Ещё и бомбы висят у неё?» Трое суток искали тогда причину – почему упало давление масла?
А в декабре Маша с Валей Пуставойтенко произвели вынужденную посадку в поле, недалеко от станицы Фанталовская, на Тамани. Экипаж вылетел на разведку погоды без бомбового груза. Полёт осложняли метеоусловия: облачность высотой 150 метров, морось, слабое обледенение. Перед экипажем была поставлена задача: промерить высоту облачности над Керченским заливом. Дважды девушки долетели до пункта Маяк и обратно. И вот при возвращении над косой Чушка мотор начал давать перебои. Обледеневшая машина не могла сохранить высоту. Пришлось садиться, не долетев до родного аэродрома 15 километров. Штурман даже не успела осветить ракетой место посадки. Лётчица в темноте благополучно приземлила машину.
Второй раз за месяц Тепикина спасла машину и жизнь экипажа. В Фанталовской в те дни базировалась эскадрилья связи воздушной армии. Когда «ласточка» заходила на посадку и прошла над станицей, лётчики услышали, что мотор работает с перебоями, и побежали к месту посадки. Среди них был и бывший курсант Тепикиной – Смирнов. С какой же радостью увидел он своего учителя – Марию Тепикину.
Обрадовалась этой встрече и Мария. В эскадрилье связи кроме Смирнова служили три её курсанта. Все они были хорошими лётчиками, и Мария вновь испытала чувство гордости за своих учеников.
Нередко приходилось Марии выполнять специальные задания днём – эти полёты требовали не меньшего напряжения сил и воли, чем ночные. Как то на поиски пропавшего экипажа Таи Володиной и Ани Бондаревой вылетели два самолёта – Тепикиной и заместителя командира полка Серафимы Амосовой. Вылетели и попали в штормовой ветер.
Амосова приземлялась первой. Села нормально, но стоило прорулить несколько метров, как ветер поставил машину на нос. Видя это, Мария решила сесть ближе к стоянке самолётов, чтобы избежать руления. Техники приготовились, чтобы после посадки сразу же удержать машину. Оказалось, что ветер дул в тот день со скоростью 30 метров в секунду.
Сколько раз на долю пилота Марии Тепикиной выпадали сложнейшие полёты, и всегда она с честью выходила из этих испытаний. Так было, когда пришлось срочно вылететь в штаб воздушной армии с начальником штаба полка Ириной Ракобольской. Сгущались сумерки, а ночного старта на аэродроме посадки не было. Подлетели уже в полной темноте. Ракобольская выстрелила один раз из ракетницы, лётчица разглядела площадку справа от дороги, вдоль которой стояли столбы. А второго выстрела начальник штаба сделать не смогла, помешала застрявшая в ракетнице гильза. Мария посадила самолёт, что называется, на ощупь. Получив задачу для полка, девушки вернулись на свой аэродром, и Мария вместе со всеми вылетела на боевое задание.
А в другой раз Тепикина вылетела на разведку погоды со штурманом звена Лидой Лошмановой. Перед экипажем стояла задача: идти с бомбами и промерить высоту облачности над расположением противника в районе Керчи. Выполнили два вылета. Сбросили бомбы над целью Аджимушкай. Высота по прибору – 500 метров, а истинная и того меньше – около 350. При появлении самолёта враг открывал ураганный огонь, ведь машина видна была как на ладони. Повреждённый самолёт лётчица сумела довести до Пересыпи, а полёты в ту ночь были отменены – изменения погоды не предвиделось.
Эти вылеты Марии запомнились острым чувством одиночества. Обычно экипажи шли один за другим, выручая друг друга, когда это требовалось. А на этот раз Мария и Лида были совершенно одни и потому казались себе абсолютно беззащитными. Но задание выполнили безукоризненно.
Аэродром в эти летние дни располагался в Белоруссии, рядом с Неманом. Устроившись недалеко от штаба полка, лётчики горячо обсуждали результаты последних боевых вылетов. Шло заседание партбюро. Оно неожиданно было прервано. Прибежал запыхавшийся боец – в нескольких километрах от аэродрома немцы обстреляли  машину с бойцами батальона аэродромного обслуживания.
– Связному самолёту вылететь на разведку, – приказала командир полка. Экипажам Макаровой, Тепикиной и Смирновой подготовиться к вылету. Полетите среди бела дня, так что на цель заходите на высоте не ниже девятьсот метров.
Мария Тепикина со штурманом Руфиной Гашевой бегом направились к стоянке самолётов.
– Руфа, ты как к этой высоте относишься? – на бегу спросила Мария.
– Критически.
– И я тоже. Давай с пятисот попробуем.
– Вышли к цели, – рассказывала позже Мария. – Обстреляли фрицев, видим, как они отступили, спрятались в поле, во ржи. Знаем, что должна группа батальона аэродромного обслуживания подъехать на помощь. А как немцев до их прихода задержать и как показать нашим, где враг? «Будем стрелять? – Руфа спрашивает. – Разбегутся, пожалуй, фрицы». – «Да и хлеб гореть станет, жалко», – отвечаю. И мы стали круто пикировать вниз, прямо на немцев. Видим, лежат, прижавшись к земле. А мы наберем высоту – и опять пикируем. Три таких захода сделали, а там и наши подоспели, окружили немцев… Нравилось мне с Руфиной летать. Что ни говори, а когда за спиной опытный штурман, да ещё такой волевой, как Руфа, полёт проходит спокойней, какая бы сложная обстановка ни была. Летать мне с Гашевой посчастливилось не раз – помню эти полёты и Руфу всегда с радостью вспоминаю – яркий человек, большой души и прекрасный товарищ.
Как то в Польше Мария и Руфина вылетели на Остроленку, недалеко от Варшавы. Задание – разбомбить переправу под Остроленкой. Высота – 500 метров. Ночь выдалась лунная, облака редкие – не спрячешься. И тишина какая то подозрительная. Только экипаж на цель вышел, как включились прожекторы. Руфина сбросила бомбы. А обстрела нет. Девушки насторожились! Лётчица взяла курс на восток. Вдруг слышит взволнованный голос штурмана:
– Маша! Самолёт – сзади, выше нас! Снижайся!
Мария резко направила «ласточку» к земле, стремясь уйти от света прожекторов и от вражеского самолёта. Умелый маневр помог – на высоте 50 метров прожекторы потеряли нашу машину, отстал и немецкий лётчик. Мария повела самолёт в сторону лесного массива, где не было такой опасности снова попасть под обстрел. Над лесом набрали высоту 100 метров и спокойно полетели к дому.
– Маша, тебе не до того было, – возбужденно говорила Руфина, – а я во все глаза смотрела, как фрицы реагировать будут, что мы на такой высоте уходим. Здорово получилось!
Со своим однокашником по Батайской авиашколе Анатолием Поповым Маша встретилась на Белорусском фронте. Шло стремительное наступление на Минск. После трагической гибели своего подчинённого, Анатолий в глубоком горе шёл, не разбирая дороги, и нарвался на группу девчат. Среди них он увидел Машу Тепикину. Неверное, эта встреча была запланирована «свыше». К этому времени он тоже, как и Маша был одинок. Жена не стала дожидаться его с войны и нашла себе другого. Анатолий предложил Маше руку и сердце.
В 1945 году их полки были объединены в одну дивизию. Анатолий прошёл всю войну от первого, до последнего дня лётчиком самолёта ПО-2, но в мужском полку. Выполнил 430 боевых вылетов, отмечен орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и многими медалями.
День Победы они встретили в Германии, а 16 мая 1945 года в Польше Анатолий Арсентьевич и Мария Николаевна поженились, чтобы больше никогда не расставаться.
После мобилизации из армии, в 1946 – 47 годах Мария Попова работала вторым секретарём комсомола Ленинского района Таганрога.
В 1947 году Анатолия перевели в Иркутск и Мария Николаевна попросилась на лётную работу и стала летать на самолёте ЛИ-2. До пенсии, за выслугу на лётной работе, ей надо было налетать ещё год. Родила сына Виктора. Вскоре мужа и её перевели в Магадан. Мария Николаевна оставила лётную работу и была назначена авиадиспетчером. Все пилоты побаивались Попову и старались как можно лучше выполнять команды «ночной ведьмы».
В 1959 году началось строительство Шереметьевского международного аэропорта и Поповых перевели в Москву. Анатолий стал старшим диспетчером, а Мария Николаевна диспетчером информационной службы, которую возглавила через шесть лет.
11 июля 1967 года в международном аэропорту Шереметьево была образована самостоятельная служба бортпроводников. Во главе её встала легендарная женщина - Мария Николаевна Попова. Всё надо было начинать с нуля. Пилот лёгкого ночного бомбардировщика оказалась отличным руководителем и наставником в мирное время. Она лично беседовала с каждой девушкой, желающей работать на международных авиалиниях. Подбирались девушки со знанием иностранного языка. Исключение составляли девушки с медицинским образованием. В каждой бригаде должен быть медик, ведь на борту и рожали, и умирали, всякое случалось. Под её началом находилось 495 бортпроводников.
Многие ветераны «Аэрофлота» добрым словом поминают свою первую начальницу. За всю свою жизнь Мария Николаевна не получила ни одного взыскания, замечания или жалобы.
Наш лобненский корреспондент Лариса Панина в одном из интервью задала ей вопрос:
- А вы на фронте соревновались с мужским полком ночных бомбардировщиков?
На что Мария Николаевна с улыбкой ответила:
- С мужчинами мы не состязались, но, как потом выяснилось, они с нами потихонечку соревновались. Им всё хотелось нас, что называется, «обштопать», но это им не удавалось. А всё потому, что девчата более ответственно относились к боевой работе. Мужчины-лётчики, если их в полёте фашисты потрепали, обязательно после полёта сделают паузу, покурят, походят, отдохнут и только потом полетят выполнять очередное задание. А у нас как? Лупили тебя немцы, не лупили, домой прилетели, поскорее заправились, подвесили бомбы и полетели вновь бомбить врага. Поэтому мы делали больше боевых вылетов, чем мужской полк.
В лётной книжке у Марии Тепикиной записано: «Произвела 640 вылетов ночью, выполняла спецзадания в дневных условиях. По далеко не полным данным, было вызвано 85 сильных взрывов, 14 пожаров, уничтожено 2 склада с боеприпасами…». Ею, в самых сложных условиях боевой обстановки, сброшены на головы фашистов 75 тонн бомб. И за всю войну ни одной царапины, ни у неё, ни у членов её экипажа. Возможно, это результат высочайшего мастерства и слаженности экипажа? Скорее всего. А может быть, это невероятное везение обеспечивает, в самых сложных случаях, ин¬туиция, внутренний голос или серия таинственных «слу-чайностей», помогающих выжить?
 В городе Лобня был создан клуб «Боевых подруг», который объединял 235 женщин, участниц ВОВ. Председателем клуба единодушно была избрана Мария Николаевна Попова.
Зиновьев Владимир Анатольевич - начальник организации Управление Образования Администрации городского округа Лобня рассказывал, что любые её появления в школах города были настоящими праздниками. Она была не просто гостьей, а сама была участником образовательного процесса. Рассказывала о своих боевых подругах, о годах лихолетья, которые ей пришлось пережить вместе со всем советским народом.
С заботливостью бабушки она часто пекла пирожки и угощала ими малолетних воспитанников из приюта для детей и подростков «Росинка».
Судьба приготовила Марии Николаевне уже в мирное время тяжёлые испытания, сначала умирает муж, потом сын, а затем внук. Осталась Мария Николаевна одна. 31 октября 2003 года Мария Николаевна трагически погибла во время пожара в собственной квартире. Соседи утверждают, что она погибла, спасая их от дальнейшего распространения огня.
Сейчас, в Лобненском Музее Истории есть уголок с экспонатами, посвящённый М.Н.Поповой. В школах города проходят дни памяти М.Н. Поповой, организованные её лучшей подругой Звягиной Людмилой Викторовной, председателем авиаклуба «Экипаж». В школе №5 города Лобня с помощью Звягиной Л.В. был создан музей Марии Николаевны Поповой.
Сама Людмила Звягина ветеран Аэрофлота, работала под руководством Поповой инструктором-бортпроводником. Обладает феноменальной памятью на события и лица не только в мире авиации, а её неистощимая энергия и общественная активность просто поражает воображение. Она в числе первых в Шереметьевском авиаотряде осваивала полёты на ТУ-114 и ИЛ-62, открывала рейсы в Монреаль, Гавану, Токио и другие столицы мира.
Её домашний архив богат фотографиями, книгами и документами с автографами прославленных космонавтов, учёных, артистов, в том числе великого авиаконструктора Новожилова Генриха Васильевича и лётчика-испытателя, Героя Социалистического Труда Марины Лаврентьевны Попович, члена Совета Союза «Авиатриса». Недавно Л.Звягиной было присвоено звание «Почётный гражданин города Лобни». До неё этой чести из когорты авиаторов удостаивались лишь полярный лётчик, Герой Советского Союза Борисов Василий Александрович и Попова Мария Николаевна.
Член Союза писателей России, поэтесса Лариса Ивановна Токун, руководитель литературно-поэтической студии «Глагол», дружила с Марией Николаевной Поповой и посвятила ей стихотворение «Делать жизнь с кого…»:
Всем молодым, обдумывающим житьё своё,
Скажу не задумываясь:
Жизнь свою делайте с неё.
Как вдох один, в той юности далёкой,
Когда страна вставала на крыло,
«Не я – так кто?» И с этим словом ёмким
На зов, на труд, и в бой – судьбе назло!
И мышц натренированных упругость,
Расчёт и верный глаз, души полёт;
Улыбка, дерзость, женственность и строгость –
Всё в ней – Любовь! – в её крылах вразлёт.
Любила небо. Жизнь в мужской работе,
Как мать, Икара защитить могла
Собою в испытательном полёте,
Но беззащитной женщиной была…
Всё вынесла: войну, беду, потери.
Не съёжились достоинство и честь.
На выдохе нам завещала верить:
У Родины её и мы, и будущее есть.
3 ноября 2003 года.
На улице Циолковского 11, на доме, где проживала Мария Николаевна Попова установлена мемориальная доска, на которой написано:
"В этом доме жила Попова Мария Николаевна. Почётный гражданин города Лобня. Лётчица, совершившая 640 боевых вылетов в период Великой Отечественной войны".

А.Н.Крохин – лётчик-инструктор, член Союза писателей России.


Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #247 : 26 Апрель 2022, 00:26:07 »
И такое бывает
Варакушка – одна из самых любимых моих птиц. Одна белозвёздная живёт у меня уже пятый, или шестой год. Поёт много и красиво, особенно в зимний период. Много раз наблюдал её токование в клетке. Распустит веером свой хвост, спрыгнет на дно и давай во весь голос перебирать различные мелодичные звуки. То синицами зайдётся, то сымитирует обыкновенную овсянку, а то вдруг пару соловьиных колен так чисто пропоёт, что сам восточный соловей из соседней клетки заслушается, замрёт на несколько мгновений, да как крякнет несколько раз, что все птицы разом замолкают.
Вчера выслушал я одного хорошего варака недалеко за городом, отлично пел, но видел я его издали, красавец такой же, как и мой, белозвёздный.
Долго не раздумывая, утром собрал снасти, сел в автобус и поехал за город. А вот и то самое заветное место. Я вышел из автобуса на остановке, за которой расстилалось огромное поле. Солнце уже достаточно хорошо прогрело землю. В нос ударил пьянящий медовый запах свежескошенного сена.
Поправив рюкзак на плече, быстрым шагом направился к низине, заросшей невысоким кустарником, не выше человеческого роста. Кустарник тянулся вдоль неглубокой высохшей канавы. Ещё издали меня привлекло пение выслушанной накануне очень хорошей варакушки, сидящей на вершинке кустика. Трели исполнялись в великолепном тембре, то тихо, то громко. Я подошёл совсем близко, варакушка не улетала. Снял рюкзак и прилёг на землю. Решил прослушать её репертуар подольше, оценить всё, что она умеет исполнять.
Невольно сравнивал с пением моей старой птицы, но пение этой, на первый взгляд, было несколько иным, с более богатым репертуаром. Варакушка подлетела совсем близко, и я с расстояния четырёх-пяти метров разглядел её стройное и красивое оперение. Варакушка пела во весь голос, вот звуки кулика, следом синицы московки. Белое крупное пятно под горлом, на фоне сине-фиолетового передничка то уменьшалось, то, в такт пения, увеличивалось в размерах и становилось ярким и абсолютно белым. Вдруг она затянула чистой юлой, затем перешла на соловьиные почины, снова зазвучали варакушечьи переборы и опять громкие и чистые мелодичные выкрики, напоминающие пение каких-то африканских экзотических птиц.
Эту надо обязательно поймать, думаю я, пусть пока две варакушки поживут у меня. Варакушки относятся к пересмешникам, легко копирующими голоса других, окружающих их птиц. Может, передаст моей старой варакушке некоторые из своих колен? В крайнем случае, прослушаю месяц – полтора до начала лета и выпущу на волю. Вытащил из рюкзака лучок-самолов, начал нанизывать на проволочные усики мучных червей и внезапно проснулся. Лежу под одеялом и думаю: «Вот это сон»!
Из соседней комнаты раздавались громкие трели моей старой варакушки. Я посмотрел в окно. Светало. Часы показывали половину девятого. Я встал, стараясь не шуметь, прошёл по коридору к комнате, в которой размещались клетки с птицами, плечом оперся о косяк и стал слушать песню варакушки. На удивление, остальные мои птицы молчали, что было странно на этот утренний час. Молчали самые активные мои певцы - южные соловьи, хафиз, черногрудая красношейка и славка черноголовка. Одна варакушка продолжала петь и явно наслаждалась полной свободой, когда никто не мешал ей полностью раскрыться как незаурядному солисту. Я стоял неподвижно, радуясь, что мой старый варак всё-таки неплохой певец и пересмешник. Как же я раньше не слышал такого великолепного вокала! Через некоторое время подбежала взволнованная жена:
- Саша, что с тобой, тебе плохо?
- Всё нормально! – ответил я. – Варакушку слушаю, какая умница, так прекрасно поёт!
- Ты ненормальный, что ли? Господи, как ты меня перепугал!
Я зашёл к птицам в комнату, включил люстру и поднял штору на окне. Через несколько минут из комнаты начали раздаваться трели более десятка птиц. Ну, что ж, настало время, когда надо покормить питомцев…
Бывает же! Вот такой чудесный сон и «ловля» птицы мне сегодня приснился! И зачем мне новый певец нужен, когда свой старый друг вдруг раскрылся с совершенно неожиданной стороны? Недаром существует старая поговорка: «От добра – добра не ищут!». Нужно научиться видеть добро и радоваться тому, что оно у тебя есть. Мой жизненный опыт  неоднократно подтверждал мудрость этого народного изречения. Желание приобрести чего-то лучшее, чем то, что имеешь (имеется в виду материальная сфера), часто приводит к потере того, что уже есть.  

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #248 : 25 Май 2023, 08:59:45 »
    24 мая меня пригласили в лобненскую школу №9 побеседовать с ребятами на тему: "Птицы вокруг нас". А сегодня на их телеграмм канале появилось вот такое сообщение с фотографиями. Первая фотография , ребята с моими книгами.
    "Вчера в МБОУ СОШ №9 с учениками 2-х классов провел встречу Александр Николаевич Крохин — писатель, орнитолог-любитель, мастер спорта по планеризму и парашютному спорту, увлечённый человек, активно занимающийся просветительской деятельностью. Александр Николаевич рассказал ребятам о певчих птицах, поделился опытом содержания птиц в домашних условиях, о процессе формирования песни у пернатых певцов в неволе.
Ребята задавали интересующие их вопросы и остались в восторге от встречи."



Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #249 : 29 Октябрь 2023, 01:24:16 »
26 октября провёл встречу с ветеранами клуба "Активное долголетие". Ознакомил со своими книгами, рассказал множество историй. Вроде всем понравилось.

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #250 : 22 Март 2025, 15:25:43 »
Получил в подарок книгу от знакомой Людмилы Александровны Ивановой - поэтессы и художника "Мелодия души". Прекрасные стихи, заставляющие думать о прошлом, настоящем и будущем. Обнаружил стихотворение о варакушке, посвящённое мне. Ещё раньше, на 50-летие жизни с супругой, получил ещё одно стихотворение от поэтессы Токун Ларисы Ивановна. Красиво оформленное. Обе они, умудрённые опытом жизни, чуть старше меня, но сохраняющие любовь к Родине, окружающим людям и с активной жизненной позицией. Дружим мы много лет.
Сообщение понравилось: Алексей З

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #251 : 22 Март 2025, 15:28:11 »

Сообщение понравилось: Алексей З, сансаныч, zepper, Mike, Lex

Оффлайн Александр Крохин

  • Член клуба
  • *
  • Сообщений: 1387
  • Бёрд рейтинг: 0
    • Откуда: г.Лобня, Московская область
Гроза в горах
« Ответ #252 : 23 Март 2025, 17:19:30 »
80-летию Победы посвящается.

Блистательный генерал
Марков Валентин Васильевич
 (21 января 1910 года – 1 июля 1992 года).
Советский военачальник, генерал-лейтенант авиации. В Красной Армии с 01.10.1927.
Участник советско-финской, Великой Отечественной и Советско-японской войн. Окончил Военную академию Генерального штаба в звании генерал-лейтенанта, занимал должность начальника штаба ВВС Московского военного округа.
Имеет награды: два ордена Ленина; пять орденов Красного Знамени; орден Суворова III степени; два ордена Отечественной войны I степени; орден Красной Звезды; медали, в том числе, медали «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль «За победу над Японией».

Валентин Васильевич Марков родился в посёлке Пахомово, ныне Клинского района Московской области. По национальности русский. До службы в армии в октябре 1927 года работал на заводе чернорабочим, а после зачисления в армию обучался в 1-м советском объединённом военном училище, затем окончил 1-ю советскую объединённую военную школу РККА имени ВЦИК и 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного Флота в 1933 году. Член ВКП(б) с 1938 года.
В Великой Отечественной войне начал участвовать с 22 июня 1941 года. В 1942 году был назначен командиром 723-го ближнебомбардировочного авиационного полка 223-й ближнебомбардировочной дивизии. В составе войск Юго-Западного, Брянского и Воронежского фронтов. Полк под его командованием совершил 309 боевых вылетов, уничтожил 93 танка, 236 автомашин и другую технику, в воздушных боях было сбито семь немецких истребителей.
26 мая 1942 года во время вылета бомбардировщик под командованием Маркова был подбит, а сам он был тяжело ранен. Сила воли и мужество помогли раненому лётчику довести колонну бомбардировщиков до своей территории, занятой советскими войсками, и только затем командир приказал экипажу покинуть горящий самолёт и сам выпрыгнул последним. Приземлился уже без сознания.
В женский полк пикирующих бомбардировщиков Марков попал через месяц после гибели Героя Советского Союза майора Марины Михайловны Расковой 4 января 1943 г. при перелёте на фронт. Вот как он сам описывает обстоятельства его назначения на должность командира полка:
«В январе 1943 года меня срочно вызвали в Москву к начальнику Управления формирования ВВС генералу Никитину. Расспросив, как дела в полку, которым я командовал, он сказал:
– Вы, конечно, знаете о гибели Марины Расковой. Что, если мы назначим вас командиром женского полка пикирующих бомбардировщиков?
Предложение было неожиданным. Я колебался. Генерал прервал мои размышления:
– Приказ уже подписан.
Шагая по длинному коридору, я то и дело встречал своих старых друзей. На их вопросы – откуда и куда? – я только махал рукой:
– И не спрашивайте! В женский полк.
Друзья смотрели на меня с явным сожалением.
Второго февраля мы прилетели на аэродром, где базировался полк. Меня встретил начальник штаба полка капитан Казаринова. Познакомились… . Меня беспокоило, как в сложной боевой обстановке будут исполнять мои команды. Хватит ли у них мужества? Достаточна ли боевая выучка?»
Интересна была процедура знакомства с новым командиром полка. Лётчицы и все остальные женщины полка ждали этой минуты с большим волнением. Им хотелось, чтобы новый командир, хотя он и мужчина, чем-то напоминал Марину Раскову, её живой образ. Образ волевого и вдумчивого командира, душевного и обаятельного человека стоял перед их взором. Не хотелось верить, что её нет...
Назначение и процедура знакомства напомнила мне фильм «Небесный тихоход» выпуска 1945 года, в котором роль главного героя - майора Булочкина, назначенного после ранения в женский авиаполк, играл замечательный актёр Николай Крючков.
И вот к строю подходит подтянутый, выше среднего роста майор, очень сердитый и даже суровый на вид. Поздоровался со всеми, отрекомендовался: «Майор Марков, будем вместе работать. - И, помедлив, добавил: - Начнём с дисциплины». Повернулся и пошёл на командный пункт. У всех вытянулись лица. Такого знакомства они не ожидали - ведь дисциплина в полку была неплохая и на счету было более полусотни боевых вылетов.
Первый боевой вылет лётчицы полка совершили 28 января 1943 г. на бомбежку окружённой группировки противника в Сталинграде. Но опыта у девушек было маловато. Поэтому начались усиленные тренировки, в том числе и взаимодействия с истребителями. Начал майор Марков с изучения каждого человека, чтобы знать, что и как от кого можно требовать. Одной достаточно приказать, с другой надо было поговорить, а иногда и не один раз. В полку это понравилось. Лёд, образовавшийся при знакомстве, начал постепенно таять.
Марков учил лётчиц летать в плотном строю, отработали навыки в высотных полётах и прицельное бомбометание с пикирования. Девушки хорошо овладели техникой пилотирования этого сложного самолёта и успешно громили врага, доведя бомбовую нагрузку до 1200 килограммов на вылет. Научились летать слаженно и чисто, да так, что командиры соседних мужских полков вызывали к себе провинившихся лётчиков и гневно выговаривали примерно одну и ту же фразу:
– Видал, как девчата садились? Как им теперь на глаза показаться? Срам и только!
Известен факт, что американским лётчикам разрешили «обкатать» самолёт Пе-2. Один пилот решился, но после нескольких заходов, еле-еле сумел посадить самолёт, да и то с отвратительными «козлениями ».. Другой американский пилот так и не решился на полёт, после того как его напарник сказал: «Не взлетай – не сядешь». В то, что у нас целый женский полк летает на этом самолёте, не поверили.
Заместителем командира полка была майор Евгения Дмитриевна Тимофеева, заместителем командира полка по политчасти – Лина Яковлевна Елисеева, начальником штаба – капитан Милица Александровна Казаринова, штурманом полка – капитан Валентина Флегонтовна Кравченко.
Постепенно поверили и полюбили Валентина Васильевича Маркова, поняли, что и он верит лётному составу, беспокоится за них, гордится успехами каждого лётчика, штурмана, стрелка-радиста, вооруженца, авиамеханика. Между собой все стали называть его «батей». В это слово они вкладывали много тепла и преданности своему командиру.
Полк был под Сталинградом до 6 марта 1943 года, затем перебазировались и стали совершать успешные боевые вылеты на бомбардировку немецких объектов в Краснодарском крае: ст. Крымская, Меберджаевская, Молдаванская и другие. Несмотря на то, что Марков был командиром полка, он часто участвовал в боевых вылетах, выступая пилотом Пе-2.
Приказом НКО №265 от 3 сентября 1943 года и Директивой Генерального Штаба No. Орг/10/138919 от 04 сентября 1943 года 587-й бомбардировочный авиационный полк имени М.М.Расковой под командованием подполковника Маркова переименован в 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк имени М.М.Расковой.
Вот как описывает это событие Екатерина Мигунова, начальник оперативного отдела штаба:
«Аэродром Леонидово. Сегодня торжественный день. У всех радостные, оживленные лица. Сейчас будет построение всего личного состава полка. У штабной землянки собрались представители штаба дивизии, корпуса и политотдела армии.
Но вот строй замер. Знаменосцы Турабелидзе, Джунковская и Ольховская проходят с полковым знаменем вдоль фронта полка и становятся на правом фланге. Из штабной землянки выносят в чехле ещё одно знамя. Мы все уже знаем, это - Гвардейское знамя. Церемония вручения так торжественна и волнующа! Чётко звучат слова приказа: «За отличное выполнение заданий командования на Северо-Кавказском фронте... Орловско-Курском направлении... Смоленском...»
Ветер уносит слова, слышны только обрывки отдельных фраз, названия городов, но нам они знакомы, нам всё ясно.
Командир полка Марков преклоняет колено и целует край знамени...».
А 7 ноября 1943 года «за умелое руководство боевой работой полка и выполнение 42 боевых вылетов гвардии подполковник Марков был награждён орденом Суворова III степени.
Заслуженный военный лётчик генерал-майор Бельцов Георгий Степанович в своих воспоминаниях писал о Маркове: «Это высокоподготовленный, удачно подобранный командир, в полку его все звали «Батя». Разумный, авторитетный и требовательный, Марков никому не давал никаких поблажек, что помогло избежать больших потерь. Шесть Героев Советского Союза вырастил полк, в этом немалая заслуга командира – В.В.Маркова».
Подготовка лётчиц 125-го БАП была настолько высока, что на боевое задание водил полк не только сам командир В.Марков, он доверял это и комэскам-женщинам. Иногда полк сопровождали французские лётчики-истребители полка «Нормандия – Неман», которые восхищались советскими лётчицами…».
В марте 1960 года состоялась встреча в Доме дружбы. На ней присутствовали французские лётчики этого полка - полковник Леон Кюффо и Герой Советского Союза капитан Андре Жак. На этой встрече полковник Кюффо сказал, что французские лётчики никогда не забудут дней войны, что они верны дружбе, рождённой в боях. С особой теплотой он вспомнил и о девушках-лётчицах полка пикирующих бомбардировщиков.
Они знали, что советские девушки летают на лёгких ночных бомбардировщиках, знали, что фашисты дали им злое прозвище «ночные ведьмы» за то, что они основательно изматывали их по ночам, а «мы, - приводит полковник Кюффо слова лётчика Франсуа де Жоффра, - спокойно засыпали в землянках под шум их моторов и следующие затем разрывы бомб».
Но пикирующий бомбардировщик был, по представлению французских лётчиков, совсем не «дамским самолётом». Поэтому так своеобразна была их первая встреча:
«...Это было зимой 1944 года. Метель гуляла по аэродрому. Было тоскливо оттого, что нет никаких вылетов. И в такую непогоду на аэродром, где находился наш полк, - вспоминает полковник Кюффо, - сел пикирующий бомбардировщик Пе-2, так как соседний аэродром, где базировались бомбардировщики, совсем закрыла метель. Мы, французские лётчики, с восторгом следили за смельчаком, отлично приземлившим свой самолёт при такой плохой видимости, и поспешили к самолёту, чтобы скорее познакомиться с лётчиком. И как же мы были изумлены, узнав, что самолёт пилотировали девушки! Пилотом была Оля Шолохова, а штурманом Валя Волкова.
Нам, французским лётчикам, - продолжал полковник Кюффо, - впервые пришлось вести беседу на лётные темы с представительницами прекрасного пола».
Французские лётчики, желая выразить своё восхищение и преклонение перед подвигами советских лётчиц, сказали тогда Оле Шолоховой и Вале Волковой: «Если бы мы могли собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то и этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами».
Нельзя не познакомить читателя с исторической справкой, которую дал мне лётчик-испытатель полковник Сергей Соловьев: «В СССР в 1944 году из французских добровольцев был сформирован бомбардировочный полк «Лангедок» (бывшая авиагруппа «Бретань»), планировалось обучить экипажи летать на самолётах Пе-2. Из-за сложности самолёта половина экипажей так и не смогли его освоить. До окончания войны полк так и не был готов и не ввелся в боевой состав действующей советской армии. В отличие от своих именитых коллег полка «Нормандия – Неман», которые вернулись домой с победой и почётом, неудавшиеся пикировщики покинули СССР тихо.».
В июле 1944 года за отличия в боях при форсировании реки Березины и при освобождении города Борисов 125-му гвардейскому бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование Борисовский, а его командир был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В марте 1945 года подполковник Марков назначен заместителем по лётной части командира 326-й бомбардировочной авиационной Тарнопольской ордена Кутузова дивизии Дальней авиации России. Уже не командующий 125-м бомбардировочным авиационным полком, Марков помогал пилотам своей дивизии в боях за Кенигсберг и Берлин. За умелое руководство войсками ди¬визии во время Кенигсбергской и Берлинской операций был награждён 10 мая 1945 года третьим орденом Красного Знамени.
Руководил перебазированием полков дивизии на Дальний Восток, где принял участие в войне с Японией, во время которой подполковник Марков совершил три успешных боевых вылета. А вскоре «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество» был награждён 13 октября 1945 года орденом Отечественной войны I степени. В 1948 году стал командиром этой дивизии и командовал ею до 1950 года.
По окончании войны с Германией Марков признался в любви Галине Джунковской, штурману эскадрильи, с которой он часто летал во время войны. В то время они общались друг с другом на строго формальной основе в качестве военнослужащих. Со временем у них зародились и крепли чувства друг к другу. Пара поженилась вскоре после войны, позже у них родилось двое детей – Виктор и Наталья. Семья часто переезжала из-за военной карьеры Валентина, проживая в Кировграде, Белой Церкви, Москве, Иванове, Манзовке и Благовещенске, прежде чем, в конце концов, поселиться в Москве.
Штурман пикирующего бомбардировщика Пе-2 Галина Павловна Брок-Бельцова на своих встречах с авиатрисами, с учениками, волонтерами и ветеранами всегда подчеркивает необыкновенные качества своего командира полка и называет его блистательным генералом. Вот что она рассказала мне о любимом командире показывая его фотографию:
– Это Марков Валентин Васильевич – наш Батя, командир полка. После гибели Марины Расковой руководство долго искало достойную замену на должность командира полка. Не ошиблось! Сильнейший, умнейший, отличный лётчик, тяжелораненный в воздушном бою, награждённый несколькими полководческими орденами, чтобы продолжать воевать, летая, согласился возглавить женский полк. И это наше счастье! Пример во всем! Всегда опрятен, свеж, оптимистичен. А в бой водил колонны бомбардировщиков, шагая в воздушное пекло, памятуя – в одно и то же место снаряд дважды не залетит. Строй держали плотный, дисциплина отменная. Он постоянно отмечал благодарностью экипажи, отличившиеся в боях. Потери были, но минимальные. С почестями хоронили боевых друзей.
После окончания ВОВ полетел с экипажем на Восток бить японских милитаристов. В послевоенный период всегда знал, кому можно поручить почётное ответственное дело. Призывал, поручал, напоминал, благодарил, ничего не забывал. Можно пройти огонь, воду, но, самое трудное – «медные трубы.»
Сам В.В.Марков, писал после войны о женщинах 125-го авиаполка пикирующих бомбардировщиков:
«Горжусь боевыми друзьями!
Боевые друзья! Эти слова очень дороги и понятны тем, кто в суровое время войны обрёл настоящих, преданных друзей, сплочённых одной целью. Такими боевыми друзьями стали для меня лётчики, штурманы, стрелки-радисты, техники 125-го Гвардейского женского авиаполка.
Нельзя сказать, что первое время, когда меня назначили командиром этого полка, мне было легко. Ведь на пикирующем бомбардировщике до этого не летала ни одна женщина. И, конечно, закралось сомнение: как-то справятся девушки с такой сложной задачей в боевых условиях?
Но тревоги оказались напрасными. Девушки отлично справились с теми задачами, которые были поставлены перед полком.
Время, конечно, сгладило в памяти многие подробности тех дней. Но и сейчас я с большой теплотой и уважением вспоминаю своего первого помощника заместителя командира полка майора Евгению Тимофееву - отличного летчика и замечательного командира, Героев Советского Союза командиров эскадрилий капитана Надежду Федутенко и капитана Клавдию Фомичеву, заместителя командира полка по политчасти Лину Яковлевну Елисееву, начальника штаба капитана Милицу Александровну Казаринову, штурмана полка капитана Валентину Кравченко. Это они своими знаниями и добрыми советами помогали мне в моей работе.
А лётчики и штурманы полка? Трудно выделить кого-либо из них. Любому из них можно было доверить самое ответственное задание и быть уверенным, что оно будет выполнено.
Всем сердцем каждый лётчик, штурман, радист рвались в бой, чтобы как можно скорее освободить нашу Родину от фашистских захватчиков. Дни и ночи готовили самолёты к боевым полётам наши девушки - техники, механики, прибористы. Нельзя без волнения вспоминать и девушек-вооруженцев, подростков на вид, ловко подвешивающих бомбы и готовящих самолёты к боевым вылетам. И только такая дружная, сплочённая работа помогла с честью пройти всю войну одному из женских авиационных полков - 125-му Гвардейскому, дважды орденоносному Борисовскому, имени Героя Советского Союза Марины Расковой.»
В последние годы его жизни однополчане навещали Батю. Личная жизнь его в эти годы усложнялась. Дети, а их было пятеро от двух браков, попросили отца позволить временно пожить у него и, постепенно, большая квартира заполнилась семьей сына с детьми, и он вынужден был готовить себе еду на электроплитке в своей комнате. А в комнате-музее жены, Героя Советского Союза Галины Джунковской (стала Марковой после двадцати лет совместной жизни, когда первая жена, наконец, дала согласие на развод), расположились многочисленные внуки… .
За несколько дней до ухода из жизни Валентина Васильевича соседи видели его, сильно прихрамывающего (очень болела раненая нога), в магазине. Нам же они сказали, что не удивляются – ведь ещё Сократ говорил, что молодёжь любит деньги и не уважает стариков.
«Меня не было на похоронах, – добавила Галина Павловна, – муж был и говорил мне: «Проводили на Кунцевском кладбище Москвы в последний путь так достойно, как каждый ветеран мог бы желать». Глядя на толпы людей, пришедших проститься, из разных полков, служивших под его командованием, удивлялись одному – как только он мог командовать таким количеством полков!
Не забудем тебя, Батя!»


 




Сообщение понравилось: Lex, Андрей 68 регион, Алексий