21 Сентябрь 2024, 14:36:43
 Форум | Лента
ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ

Автор Тема: Соловей - птица легенда  (Прочитано 577888 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

04 Ноябрь 2014, 16:53:12
Ответ #1200
Оффлайн

лекс


Не восточный - однозначно.

04 Ноябрь 2014, 17:16:39
Ответ #1201
Оффлайн

feJIUkc96


Помоему Вы заблуждаетесь.Все четыре записи это южный соловей.Только у них такое характерное начало.Ну а ролик этот уже гдето здесь на форуме обсуждался,Вы наверное последний кто из нас его видел.И выкладывайте свои видео ,не стесняйтесь,говорить может каждый.
Вы сударь говорите--я спрашиваю- если бы у меня был такой соловей я бы выложил уж поверьте чтобы вы узнали и начали отличать южного и восточных соловьев,я служил там и слышал очень много таких певцов

04 Ноябрь 2014, 17:33:54
Ответ #1202
Оффлайн

лекс


 Может в южных республиках так поют восточные соловьи , но на севере, ни у одного некоторых колен ни разу не слыхал

04 Ноябрь 2014, 17:36:39
Ответ #1203
Оффлайн

Константин.tgn

Член клуба
Вы сударь говорите--я спрашиваю- если бы у меня был такой соловей я бы выложил уж поверьте чтобы вы узнали и начали отличать южного и восточных соловьев,я служил там и слышал очень много таких певцов
На записи выложеной,  НЕ восточный соловей.

06 Ноябрь 2014, 14:50:11
Ответ #1204
Оффлайн

feJIUkc96


Вот песня того соловья про которого я писал, это мне дал свою аудио запись Сергей которую он записывал после линьки- скачать можно по ссылке в облаке-
https://cloud.mail.ru/public/70cac0f8799a/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20-%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9%20%D0%A5%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B0.mp3

06 Ноябрь 2014, 19:14:12
Ответ #1205
Оффлайн

Александр Я


Уважаемый CJLaвка!А восточника ты не рано разогнал на песню.Хотелось бы послушать Вашего с "лешевой дудкой".А что касается гафиза -мне подарил Охотник из Е-бурга.На мой взгляд четыре записи отНурмухамад  значительно интереснее по песне от вылаженной Вами.Такое ощущение что птица действительно напета.Но если соловей сидящий у меня будет петь что то подобное,-буду рад.
« Последнее редактирование: 07 Ноябрь 2014, 21:40:23 от spinus »

06 Ноябрь 2014, 19:49:57
Ответ #1206
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Вот песня того соловья про которого я писал, это мне дал свою аудио запись Сергей которую он записывал после линьки- скачать можно по ссылке в облаке-
https://cloud.mail.ru/public/70cac0f8799a/%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20-%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9%20%D0%A5%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B0.mp3
Благодарю, послушал. Подобного склада песню (относительно торопливую) в основном исполняет только недавно прилетевший соловей или свеже пойманный. То есть, через недельку после поимки он почти без интервала (подобно этому соловью) на среднем уровне громкости начинает распеваться. Часто там можно услышать тревожные крики черного дрозда, бухарской синицы, звуки воробья и лягушек. Но основную и громкую песню (на много громче чем на этой записи) соловей исполняет чуть позже. Она звучит у него не так торопливо и с интервалами. Операясь на мой скромный опыт, могу сказать: на ранее выложенной записи соловей только только распевается. Для примера, постараюсь сейчас выложить песню соловья гафиза, записанную мной дома в мае 2007 года. Соловей пел на средней громкости, и так же торопливо:

07 Ноябрь 2014, 07:40:17
Ответ #1207
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Н. А. Северцов "Вертикальное и горизонтальное распределение туркестанских животных". 1873 г. Москва
Именно в этой книге впервые говорится о гафизе. :ab:

07 Ноябрь 2014, 08:58:22
Ответ #1208
Оффлайн

птичник


На записи выложеной,  НЕ восточный соловей.
+1
по мне так на записи южак или близкий к нему хафеза (будь он подвидом или отдельным видом). для южака типично большее количество треска в конце строф, так что похоже и правда хафез. вот чего там близко нет так это восточного, ну аж ни каким боком даже отдаленно не напоминает. строфы у него длиннющие, даже не по 3 куплета (что типигно для южного) а по 4, 5 и даже 6! не говоря о том откуда восточнику взяться в ташкенте...

07 Ноябрь 2014, 11:16:51
Ответ #1209
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Для южака типично большее количество треска в конце строф, так что похоже и правда хафез. вот чего там близко нет так это восточного, ну аж ни каким боком даже отдаленно не напоминает. строфы у него длиннющие, даже не по 3 куплета (что типигно для южного) а по 4, 5 и даже 6! не говоря о том откуда восточнику взяться в ташкенте...
птичник, как уже писалось ранее, восточные соловьи в Ташкенте встречаются только во время весенних и осенних перелетов. Правда, на МНОГО реже хафиза. И что еще характерно, восточные соловьи у нас почти не заметные, то есть, передвигаются они без песни. :ab:

09 Ноябрь 2014, 21:45:12
Ответ #1210
Оффлайн

птичник


птичник, как уже писалось ранее, восточные соловьи в Ташкенте встречаются только во время весенних и осенних перелетов. Правда, на МНОГО реже хафиза. И что еще характерно, восточные соловьи у нас почти не заметные, то есть, передвигаются они без песни. :ab:
точно как у нас.
а хафиза как выясняется очень даже лакомый кусочек. в старой литературе не слишком жалуют среднеазиатских соловьев, и очевидно очень даже зря.

09 Ноябрь 2014, 21:53:37
Ответ #1211
Оффлайн

Нурмуҳаммад


точно как у нас.
а хафиза как выясняется очень даже лакомый кусочек. в старой литературе не слишком жалуют среднеазиатских соловьев, и очевидно очень даже зря.
На днях постараюсь выложить другие части песен этого соловья. Я его записовал где-то, минут десять. :ab:

11 Ноябрь 2014, 10:03:24
Ответ #1212
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляем Вашему вниманию не большие фрагменты песни соловья гафиза. Ташкентский птичий рынок. Субботнее утро 8 ноября 2014 г. :ab:
https://www.youtube.com/watch?v=OlA0eejMrdk&feature=youtu.be


11 Ноябрь 2014, 13:50:56
Ответ #1213
Оффлайн

Нурмуҳаммад


:ai:  Спасибо. При такой температуре, и скоплении народа :ay: .
Константин, клетки где сидели соловьи были прикрыты целлофаном. Но все же было холодно. Оказывается, соловей и зимой соловей. :ar:

11 Ноябрь 2014, 14:11:24
Ответ #1214
Оффлайн

calliope



Такими и должны быть по-настоящему классные птицы.
Певчие, соловьи, черноголовки и жаворонки.
И не что им не мешает, на людях, петь во весь рот.

По закону вероятности.
Из десяти Хафизов, один будет хорошо петь.
Вопрос, какой из десяти?

Три варианта развития:
1)   Козырнет в начале (хороший вариант)
2)   Встретиться в середине (рабочий вариант)
3)   Достанется в конце (плохой вариант)

Личный пример.
Из десяти ловленных красношеек. Ловленный первым, - "херачит", сейчас только шуба заворачивается.
А остальные поехали дальше…
Это хороший вариант, фартануло в начале.
Как говорится в одной древней книжке: «Ищите и обрящете»

11 Ноябрь 2014, 15:52:25
Ответ #1215
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Отличная песня и хороший характер не всегда дружат. Бывает, птица дикарь, но песня чистая и разнообразная. Бывает, ручная, но по вокальной части оставляет желать лучшего. Лично я больше значимости отдаю контактной птице. В любительском плане для меня общение с птицей играет очень важную роль. Ее доверчивый взгляд на протянутую руку с мучником, радушность так быстро подкупают сердце, что иногда даже забывается певческое мастерство птицы. :ab:

11 Ноябрь 2014, 16:58:21
Ответ #1216
Оффлайн

calliope


Не могу не согласиться с вами господин Нурмухаммад.  :cx:
Действительно даже выбранный красношей. Не является абсолютной гарантией отличной песни и безупречных манер.

Нынешний соловей-разбойник с черно-белыми бровями не такой, нарядный как иногда встречаются.
Как видно, совсем не ярко разукрашен природой. Красный галстук, не такой уж и красный. Нет роскошности цвета.
Интересными манерами Бог его так же обделил, хвост совсем не поднимаем и не разворачиваем.
Характер у него недоверчивый.
Да и телосложением он не вышел, - мелковатый.

Но вот певец прекрасный.
Поет много и разнообразно, громко (сравнимо с джурбаем) и мелодично.


11 Ноябрь 2014, 21:11:57
Ответ #1217
Оффлайн

Нурмуҳаммад


Не могу не согласиться с вами господин Нурмухаммад.  :cx:
Действительно даже выбранный красношей. Не является абсолютной гарантией отличной песни и безупречных манер.

Нынешний соловей-разбойник с черно-белыми бровями не такой, нарядный как иногда встречаются.
Как видно, совсем не ярко разукрашен природой. Красный галстук, не такой уж и красный. Нет роскошности цвета.
Интересными манерами Бог его так же обделил, хвост совсем не поднимаем и не разворачиваем.
Характер у него недоверчивый.
Да и телосложением он не вышел, - мелковатый.

Но вот певец прекрасный.
Поет много и разнообразно, громко (сравнимо с джурбаем) и мелодично.
Таракай, он у Вас поет так громко как джурбай?! Можете отправить его запись - очень интересно послушать. :ab:

11 Ноябрь 2014, 22:42:39
Ответ #1218
Оффлайн

feJIUkc96


точно как у нас.
а хафиза как выясняется очень даже лакомый кусочек. в старой литературе не слишком жалуют среднеазиатских соловьев, и очевидно очень даже зря.
По моему вы самый близкий к теме,про100  маленькая тонкость - размерами он намного больше - южака и восточного.хвост всегда почти торчок, имеются белые бровии еще еле улавлимая характерность  белая окантовка пера на крыльях!

12 Ноябрь 2014, 00:15:27
Ответ #1219
Оффлайн

птичник


По моему вы самый близкий к теме,про100  маленькая тонкость - размерами он намного больше - южака и восточного.хвост всегда почти торчок, имеются белые бровии еще еле улавлимая характерность  белая окантовка пера на крыльях!
да конечно, разница есть и существенная, но я ссылался непосредственно на гусева, у которого „западный внешне почти неотличим от восточного...“ а „пение крупных соловьев из средней азии включает многовато треска и сявканья“. в свете вышеприведенных записей вышесказанное, вместе с множеством других „неточнотей“ заставляет сомневаться в том, видел ли автор вообще соловьев живьем или попросту передрал откуда-то эту ерунду.

13 Ноябрь 2014, 12:16:35
Ответ #1220
Оффлайн

Константин.tgn

Член клуба
                                                 Соловей пройдёт песнями.
На следующую ночь, после того, как свадебный пир кончился, все гости разошлись по домам и в комнатах стало тихо, - соловей начал было петь, прокричал несколько раз «приемом» и «прошел бы и песнями», но ночевавшая в той комнате сваха, умостившаяся на сундуке под самой клеткой, не допускала такого беспокойства и всякий раз, лишь только соловей начинал приемом, пугала его, ударяя чулками по клетке. Охотник неоднократно вскакивал с постели и подкрадывался на пальчиках слушать, но сваха и ему воспрещала: «где это видано,- ворчала она,- чтобы в таком разе оставлять молодую одну… Не изволь, не изволь»… И когда охотник удалялся, а соловей снова начинал петь, - она снова пугала его, чтобы он молчал, и при этом не заметила, как вышибла в клетке две трости. Напуганный соловей выскочил из клетки, ткнулся на свет к окну и вылетел в отворенную форточку. Это произошло так быстро, что ни охотник, ни сваха ничего не заметили. Сваха спокойно спала, а охотник, уверенный, что соловей пройдет песнями, несколько раз вставал, прислушивался, легонько фикал соловью, но, ничего не дождавшись, снова уходил в спальню», полагая, что птица строга. Только под утро, когда стало светать, он заметил, что клетка поломана, подставил стул и когда увидал, что соловья в клетке нет, закричал в отчаянии, схватясь за голову руками, и упал со стула… Переполох произошел ужасный: все вскочили с постелей, - молодая, сваха, кухарка,- и в испуге не знали, что делать: бегали по комнатам, кричали, суетились около охотника, спрашивали: Что с тобой? Что случилось? Но он всех в неистовстве гнал от себя прочь. С трудом поднявшись с пола, он плакал, рвал на себе волосы и, страшно негодуя на сваху, кричал: «Ты, ты, злодейка украла его! Говори, говори, злодейка, где он? Разорили! Убили!»... Сбежавшиеся на шум соседи, столпясь в передней, тоже не понимали, в чем дело, и решили, что молодой испорчен. Объяснилось только тогда, когда охотник, в порыве гнева, запер сваху в чулан, чтобы она не ушла, а сам побежал в полицию заявить о краже соловья. Но все хлопоты его, все поиски были напрасны, соловей улетел. Кончилось тем, что охотник махнул рукой на все, запил горькую… потерял карьеру и дойдя до бедственного положения, погиб. Относительно песен курского соловья вообще мы можем добавить, что курская птица по охоте была высокого достоинства… она именно заставляла охотника и плакать, и восторгаться, доводила его до верха счастья и наоборот. За отдаленностью времени, теперь трудно переименовать здесь все те песни, которыми кричал курский соловей, но безошибочно можно сказать, что характерные, основные песни птицы были дроби. В общем песен было много и были очень красивые: из дробей замечательна «зеленухой» (пес. лесной канарейки). Затем: «тревога» (в роде барабана), «желна», «дудки»,- отмечается «трелевая»; «стукотни», «свист», т. наз. «смирновский», «клыканье», «кукушкин перелет». В 30-х годах, когда курская птица несколько стала сдавать, сюда были привезены черниговские соловьи и, кроме них, польские и Бердичевские. Первые, с реки Слопы, кричали всеми дудками: «польской», «лешевой», водопойной и «лягушачьей»; кроме того кричали «журавликом» (подобно «курлы»). Польские отличались своею типичною песней_ «трелевой дудкой, с обычного приема «кваканья»*) кричали и другими дудками и дробями, также стукотнями,- выдавались «овсяночная». Бердичевские прекрасно кричали дробями. Относительно польского соловья надобно заметить, что это совсем особенный сорт соловья; его «ход» и самые песни резко отличаются от всех других, и так и называются польскими песнями: « польская светлая дудка», « с лягушки», «польский подъемный свист», «катушка», «перебивная стукотня», «гремушка», даже «мелоча» и «помарки» у него характерны, хотя при этом он и кричит общими с другими песнями. Черниговские и Бердичевские соловьи были предшественниками так называемых «свистовских соловьев», привезенных сюда, насколько припоминается, в 1852 году (когда *)Трелевая дудка, собственно «польская» дудка, только значительно светлее и кричится вверх. Песня очень хорошая и, надобно сказать, редкая, в правильном ее исполнении курские уже значительно стихли). Этот новый сорт своею, говоря вообще, свистовой песней (в минорном тоне) сразу выделился и вошел в славу, все охотники заговорили о свистовом соловье, о его потяжистых, нежных приемах и свистах, и наперерыв покупали птицу по большим ценам. К характеристике свистового соловья, между прочим, надобно отнести «планистость» птицы. Свистовый соловей, за исключением выдающихся певцов в прежнем сорте, можно сказать, не был многопесен: он кричал до 12 песен, но в отношении постановки их был замечательно «планист» и «верен»*), кроме того был мало мелочист (попадались птицы почти совсем без мелочей) и был очень «приемист», даже простые, рядовые птицы большие песни кричали с приема. Прежние свистовые соловьи полны были дудками и свистами (от них и получили название). Свисты различались: «смирновский» (ив! ив! ив!) «визговой» (вив! вив! вив! или, изменившийся потом, вев!) и третий свист: ви-ви-ви-ви! Дудки были: «водопойная», светлая дудка, «балана», свистовая дудка (подобно: го-го-го… вверх), «польская», «трелевая», и еще светлее, так называемая «серебристая трелевая» (подходящая к свистку городового), дальше «волочковая» и «голубковая» дудки (воркованье горлицы), Кроме того, кричали дробями на три манера: «резвая» мелкая дробь вверх, «стуковая», в роде стукотни, «россыпь» пожиже и короче «резвой», юлиная песня или «червякова» (есть такая птица – «червячек» называется) Также стукотнями, из коих отмечается «дятловая» вверх (как и «резвая» дробь, принадлежащая исключительно свистовому соловью), затем «воронова» (когда два ворона между собой переговариваются) и «юлиная». Кроме того кричали «клыканьем», «желновыми»( крик зеленого дятла), куликами, «светлый кулик», и «ястребковыми». Таковы, в общем очерке, были прежние свистовые соловьи. Позднее они изменились; был привезен новы сорт свистовых, так называемых «алигаторы». Название крайне несообразное, но тем не менее было принято охотниками. Аллигаторы в отношении песни, вообще говоря, были полнее против прямых свистовых, хотя были мелочисты, отлично кричали «водопойной» и «червячной» россыпью (называли дудкой). Но этот сорт держался непродолжительное время, прямые свистовые соловьи долго оставались преобладающими в охоте. В 70-х годах мы застали их с новой песней – «сеялка» - в роде «дятловой», но представляется, как если горох насыпать в решето и качать. Свистами они уже не кричали, как равно и дудки сократили, вызвонились только дробями, «резвую» кричали «в оборот». В общем, репертуар был такой: «фидет», несколько раз нежно и «вяло» или «синичкой»: ци-пинь, ци-пинь, также несколько раз, стукотни дятловые и юлиные дудки «водопойная» и «лешева», всегда с гайки, «светлый кулик», «ястребковые». Прибавляя к этому приемы и до пяти песен их мелочей, получим близкое описание песни свистового соловья позднейшего времени, конца семидесятых и начала восьмидесятых годов. В семидесятых годах, а именно, насколько помнится, в 1872г., соперником свистовому соловью был привезен новый сорт так называемого «графского» соловья, наделавшего не мало шума между охотниками своим особенным, отличным от других планом и песнями, их коих отмечаются стукотни и дудки; дробями эти соловьи почти не кричали, но дудками: «стешева» на два манера и стукотнями, коими были очень полны, гремели, не имея соперников. Кроме того, кричали «кукушкиным перелетом» и клыканьем. В общем, песня была покороче свистового и исполнялась сильнее. Нельзя не заметить о мелочах, которыми птица нередко смущала охотника, хотя, может быть, это не суть важно, но все-таки… Лучшая птица «графского сорта»**), за все время как он держался в охоте (а время его не было продолжительно: с 80-х гг. графский соловей уже стих), была в 1874 г. у *)Охотники говорили, что свистовый соловей есть «коренная» птица, т.е. до такой степени установившаяся в своем сорте. В настоящее время это основательно может быть отнесено к польскому соловью, до сего времени удерживающему свою характерную песню. **) Название «графский» соловей дано охотникам от владельца леса, где держалась птица и где была ловлена, в имении графа Олизара, Волынской губернии, как сообщено это самим ловцом Н.П. Буровым. известного в то время охотник К. И. Смежевскаго; она была поставлена на публику в трактире «Прага» у Аратских ворот, и массу охотников собирала около себя своим выдающимся пением, стукотнями и дудками. И надобно было слушать, как исполняла птица эти песни… В жар и озноб бросало охотников, слушавших ее дудки и стукотни!... К сожалению, «графский» соловей не был многочислен, как свистовой; он был найден и привезен сюда выше упомянутом ловцом П. П. Буровым, который только один и привозил, к чести его нежно отнести, что было выдающегося в этом сорте, а выдающегося было очень немного. Поэтому большинство охотников отдавало предпочтение свистовому соловью, который к тому же щеголял дробями («резвая»), чего в «графском» не было. В то же время были соловьи «с двумя ходами», например, «польский с свистовым ходом» или «с свистовыми песнями» и наоборот, «свистовой с «польским ходом», или «с польскими песнями», т.е., когда под ряд ставит; польские песни, дудку, свист, катушку, с польскими приемами и мелочами или во втором случае, когда в своем плане кричит двумя-тремя польскими песнями. Так же «свистовой с графским ходом» или «с графскими песнями», дудками и графский с свистовой дудкой. Так обстояла охота, как мы заметили, в семидесятых годах, а затем изменилась; птица постепенно хужела, умаляла песни и наполнялась мелочами и наконец, ни «графского», ни «свистового» совсем не стало, охота сломалась. Оставались только польские соловьи, но и те в общем лишь удержались в своем сорте. В восьмидесятых годах лишь изредка можно было слушать у кого, осталось от прежней славной охоты… Да и сами охотники, которыми держалась охота, также один за другим убрались куда-то… И осталось от охоты одно горькое воспоминание… Так, припоминая охоту издавна, мы добрались до современных соловьев. Но что сказать о них? Они также называются свистовыми и графскими, как бы в честь тех знаменитых певцов, которые так услаждали слух охотников, но сами по себе в отношении песни так слабо пародируют своих предков, что, может быть, из сотни один прокричит двумя-тремя «песнями по охоте». Лет восемь назад нам привелось слушать у одного почтенного охотника привезенный из Киева новый сорт соловьев, которых он и сам не знал, как определить*). Они кричали юлиными песнями, стукотнями и прямой дробью и, кроме того, польской дудкой, с приема: «фидет!» - «ту-ту!», т.е. не с польского, а с свистового. В общем птица была «густая» и довольно «приемистая», но песнями не отличалась**). Читатель, может быть, спросит, почему так изменились соловьи повсеместно, у нас, в средней полосе и на юге (Киев. Губ.). Вероятной причиной этому, нам кажется, изменение местности, где держится птица , находя себе подходящие условия жизни, вырубка или расчистка леса, особенно уничтожение кустарников и вообще мелких зарослей вреди ствольного леса, при чем птица или окончательно выпугивается, или население ее уменьшается, а при этом у нее уменьшаются и средства выработки песни, так как полнота песни каждой отдельной птицы (разумеем соловья, дрозда и некоторых других в большой или меньшей степени зависит от общего хора в данной местности. Кроме того, не мало содействовали ухудшению песни сами промышленники. Вместо того, чтобы ловит в данной местности пять, много десять штук, как это было прежде, когда из Москвы, из Охотного, посылались за соловьями люди с понятием в охоте (и с наказом: «привезли *)Вопрос этот, определение сорта современных привозных соловьев до сих пор остается открытым, и нашим новым охотникам немалая предстоит работа по решению этого немаловажного вопроса. **) Еще менее приходится сказать о нашем современном соловье (из окрестных лесов и садов), тут просто горе берет: слышишь, соловей поет, а слушать нечего… Себя конфузить... В общем удержаны только две основные песни: раскат и прямая юлиная стукотня, неважного исполнения, и затем «дроздик» и «мелоча». Вот и все. немного, но чтобы было, что слушать»), многие искатели наживы стали ловить сотнями, испортили места, не давая птице основаться в отношении песни, и испортили охоту… Так случилось с киевскими соловьями. Однако же этот упадок охоты, отсутствие хорошей птицы, не дают права сказать, чтобы в природе не было птицы: она несомненно есть, но нет охотников, которые бы могли найти ее, и едва ли можно ожидать, чтобы они, те старые охотники, снова возродились на поприще охоты… не те уже стали времена… Посмотрим, как живет соловей у охотников в клетке, как должно его содержать. Тут мы опять вернемся к прошлому, припоминая старых собратов, правила которых и сообщим. Дикого, только что пойманного, соловья сажают в закрытую кругом (серой бумагой) клетку, дают немного корму: щепотку муравьиных яиц и два червячка*) (умерщвленных с головы) и плошку воды, и оставляют так несколько времени, чтобы он огляделся и успокоился. А затем, когда соловей съест червячков (которых он большой любитель) и яйца, выкупается и пропоет, охотник прибавляет корму и уже не трогает клетку до другого дня, до утра. Некоторые охотники практикуют исстари установившийся обычай держать дикого соловья со связанными крыльями и без воды, со связанными крыльями и без воды, предусматривая, что несвязанная птица станет биться в клетке, летать и не только не запоет, но может подшибиться. А от воды может посипнуть. Догадки эти едва ли основательны. Нам кажется, что связанная птица, чувствуя неловкость положения, естественно будет беспокойна и, следовательно, скорее не запоет или будет петь робко, а это очень нежелательно для охотника. Еще более вреда может принести лишение воды. Соловей, как мы видели выше, по природе своей очень любит воду, и она ему необходима не для одного питья, - подсиплость же нам приводилось замечать, как следствие сильного пения птицы во время любви, хотя нельзя поручиться и за то, чтобы птица оставалась здоровою, находись в руках ловцов и торговцев при невозможных лишениях**). На следующий день соловей уже осваивается с клеткой, приноровляется к кормушке, водопойке и к жердочкам и вскоре начинает привыкать к охотнику, главная забота которого соблюсти птицу кормом. Чистка клетки допускается через день; но ежедневно утром (и чем раньше, тем лучше) охотник, поставляя стул или табуретку, аккуратно вынимает кормушку и дает свежих яиц, и если соловей почему-нибудь задерживает пение, то дают два-три червячка. При даче яиц тщательно наблюдается, чтобы они были совершенно свежие, не мятые и не слишком комками. Такие яйца незаметно портятся и вызывают у птицы расстройство кишок (на что указывают нередко замечаемые на поддонке зеленоватые пятна). Дальше уход за соловьем не усложняется. Чистка клетки, как выше замечено, через день, заключается только в «соблюдении поддонка», который должен быть постоянно чистым, во избежание тяжелого запаха в клетке, с этой целью на поддонок кладется пропускная бумага, которая еще посыпается крупным песком без пыли, по той жердочкой, на которой усаживается птица. При перемене воды плошка всякий раз тщательно выполаскивается, и вода дается обдержанная, комнатной температуры. Весьма важное условие для жизни соловья в клетке – высота комнаты и состояние воздуха, где помещается птица. Чем выше комната, тем лучше, хотя при высоте 6 аршин клетка вешается на длинном крючке вершков 5-ти. В маленьких и низких комнатах соловья не держат: уже одна клетка его 12 вершков длины, а бывает 17, не допускает этого, и у охотника, при правильной постановке, соловей помещается в *) Личинки мучного хруща. **) В 80 годах, в лавках Охотн. Ряда и на подворьях в Зарядье где птица массами сидела в тесных засиженных клетках и без воды, мы неоднократно встречали подсиплых и также больных воспалением в полости клюва и воспалением глаз. соразмерно высокой комнате и при соблюдении чистоты воздуха. В летнее время это еще не так нужно. Заботится только, чтобы птицы не касался сквозной ветер при открывании окон, крайне вредный для всякой комнатной птицы; в зимний же период времени забота о воздухе весьма важна. Копоть от ламп, чад из самовара или из печки, а также пахучие химические, благовонные вещества строго не допускаются. Не допускается также сильно нагретого воздуха печами и сильно охлажденного при вентиляции; нормальные градусы тепла 15*).

13 Ноябрь 2014, 12:39:27
Ответ #1221
Оффлайн

Константин.tgn

Член клуба
Помнится, например, такой случай. Однажды весною, в апреле месяце, только что я устроился у себя в саду с тайничком по разной вешней птице, как вдруг получаю письмо. Самодельный, из писчей бумаги конверт и плохо написанный адрес, не то печатными, не то прописными буквами, - сразу объяснили мне, в чем дело: письмо было из деревни от мужика, моего лучшего приятеля по охоте, и, помимо обычных: «кланяюсь», и «поздравляю», «и желаю», гласило следующее: « Еще уведомляю вас, что у нас от вчерашнего числа показались соловьи и недалече за нашей деревней, в барской усадьбе, в лесу, одна птица кричит необыкновенными песнями, на манер, как из графского сорта, «лешевыми дудками» «с охонья» и стукотнями, и «свистовым ходом», «дробми» и «желновыми», кричит на удивление… Взять ее мне одному несподручно, а потому, ежели вам можно, безприменно выезжайте завтра, 27-го, в Куликовку. Я буду ждать вас на лошадях, с поездом, что приходит в 8 ч. вечера». «Не место такой птице там у тебя в барской усадьбе, думал я, прочитывая это письмо в третий раз, но в то же время чувствовал, что сердце у меня сильно заколотило тревогу… Конечно, есть и оборотная сторона, размышлял я, прокричать и мелочами и, может быть, помарочку покажет, но все же, если так пишет, - птица должна быть по охоте… А потому надо ловить». Не теряя времени, я натянул большие сапоги, надел куртку, захватил дождевой плащ и простился с женою на два дня. Было серое утро, в воздухе парило к дождю, и птицы точно смеялись надо мною, заливаясь одна перед другой по садам нашего захолустья; но я их не слушал, шагая по переулку, задумавшись о предстоящей охоте. Только одна |пеночка смутила меня, когда я проходил около забора большого сада: вдруг над моей головой, качаясь на спустившихся ветвях плакучей березы, залилась своею нежною, мелодичною песенкой, и что-то отрадное сказала мне свистунья на дорогу… Я поскорее поспешил на вокзал. Мне уже представлялся и лес, в котором поет тот соловей, и процесс охоты: как мы с Алексеем Егоровичем живо окутали сетью кустарник и как погнали птицу… Я волновался и, только подойдя к вокзалу, несколько успокоился. Обычная толкотня пассажиров в зале 3-го класса, порывистые свистки паровоза, поездные звонки и стук номератора в кассе - сразу перестроили меня на другой лад. Я вырвался из толпы, вскочил в вагон и уткнулся в газету. Поезд тронулся. Промелькнули последние городские строения, за ними загородные фабрики с длинными железными трубами, затем сады с дачными домиками, далее поле, роща и за нею село. Приближаясь к нему, вышел из вагона на тормоз и стал всматриваться, как поживают мои приятели на приволье: вон грачи расхаживают по *)Ловля западнею, несколько измененною против нашей обыкновенной западни,- практикуется в Смоленске местными мелкими промышленниками. зеленому озимому полю, собирают личинок и червей для вышедшего потомства; вон две галки поместились на спину лошади, привязанной у кузницы, и торопливо принялись дергать шерсть на выстилку гнезда; а вон мой друг скворец взмахивает крылышками, поет на скворешнике, прилаженном на длинной слеге над тесовой крышей маленького ветхого домишка. Хотелось спрыгнуть с тормоза, послушать эти весенние песенки, пройти туда по полю к лесу, к речке. Но это было невозможно, поезд летел все дальше и дальше, сменяя картины одна за другою. К вечеру я был уже далеко, побывал в двух уездных городишках и затем сошел на платформу железной станции «Куликовка». Не успел я оглядеться, как ко мне подкатил ожидавший меня мужик, Алексей Егорович, на паре тощих, но бодрых лошадок, запряженных в легкую, приноровленную для седоков телегу. - Здравствуйте, Иван Кузьмич, с приездом! - радушно приветствовал он меня, сняв шапку и улыбаясь всем своим буро-красным лицом, с бойкими карими глазками и маленькой чалой бородкою на две половинки. - Здоровы ли? - Слава Богу. - Мы пожали один другому руку, я влез на телегу, и лошади рысью покатили нас по узкой и выбитой проселочной дороге. Нужно было ехать верст восемь. - А я и думал, что вы приедете и нет, - толковал Алексей Егорович, повертываясь ко мне боком.- И очинно огорчился, право, - стою да угодника прошу: батюшка, Никола милостивый, управи его, чтобы приехал. - Да что ты это взволновал меня, старика!- обратился я к Алексею.- Откуда ты взял эту птицу?- - Ха, ха, ха! Откуда! Известно, пролетная птица. А уж и птица, Иван Кузьмич, до чего «светла», «верна», приёмиста!... и песен, песен… я и сказать не могу… Лет семь назад я взял тут вот, верстах в пяти, по речке, одну птицу, в этом же сорте была, но только против этой не годится... Это, вы послушайте, необыкновенный соловей… сейчас умереть… Зная слабость моего приятеля увлекаться, я перевел этот разговор и поинтересовался, почему он один не ловил этого соловья тотчас, как услыхал его - А вот, видишь ты,- пояснял Алексей Егорович,- лес этот оченно строго охраняется, шесть человек лесников там, и войти туда нашему брату с большой опасностью... Намедни одного мужика взяли егеря из Назимовки… Ты его знаешь, Никита хромой…да так-то всыпали. Что и по сие время с палочкой ноги передвигает, пять шагов пройдет, да постоит… Кабы, говорит, знал, своих бы пять пар дупелей отдал… Пуще всего, ружье отняли… - Понимаю, - значит, насолили ваши мужики тому помещику,- заметил я. - Да уж так насолили, что и хлебать нельзя! - приятель. - Но пуще себе напортили... На барина-то всей деревней круглый год работали, и нужду справляли, а теперь ни мужика, ни бабы назимовских нипочем… Зарвались оченно: то порубки, то потрава, то вот этот хромой ворвался… Ну, известно, кого хошь заберет… Барин-то, видишь ты, сына ждал из Петербурга в побывку и охоту ему приготовил любимую, по дупелям. Что отец, что сын - страшные охотники… а хромой влетел… И теперь, не только что, мимо усадьбы идешь, да оглядываешься… Сам, чуть свет, угодья объезжает верхом, с собаками, и ежели кто попался с ружьем али с сетью - молись, чтобы до дому живому добраться… Из военных он и крутой… со зверем лучше встретиться иной раз… А по совести и хромого нельзя шибко обвинять: нужда-то, знаете, чего не делает… Так, с разговорами, мы не заметили, как доехали до деревни, спустились в отлогий овраг, прогремели по бревенчатому мостику и выбрались прямо на поля, раскинутой по сторонам дороги. - Вот мы и дома,- пояснил Алексей Егорович, пуская лошадей шагом. - Вон моя полоса зеленеет, а там яровые,- толковал он, указывая кнутовищем на поля,- Что-то Бог даст нонче… Вон и баба вышла нас встречать… вон, стоит у ветлы-то. Мы подъехали ближе. Баба в кубовом сарафане с красными цветочками и в красном платке на голове приблизилась к телеге и, низко кланяясь мне, ласково проговорила, как старому знакомому: - Здравствуйте, батюшка, Иван Кузьмич! Как родному мы вам рады … Благодарим, что не оставляете нас. Пожалуйте, милости просим.- И по приглашению «самого» скоро зашагала вперед, чтобы приготовить умыться, самовар и все прочее… День уже вечерел: на западе низко протянулась узкая красная полоса ушедшего с горизонта солнца, и стоящие по сторонам избы и около них деревья начали одеваться сумраком вечера. В деревне было тихо; слышались только тявканья собак, разными голосами начинавших свою сторожевую службу, да где-то перекликались мальчишки: Ва…анька…а…а! У..у... жина…а…ать!.. У иных изб на завалинках сидели мужики. По двое и по трое, и о чем-то тихо разговаривали. - Вот и наше обиталище,- произнес Алексей Егорович, останавливаясь около избы в четыре окошка на улицу. Пожалуйста, Иван Кузьмич, с усадьбы, с того крыльца. Я последовал по указанию и через большие, чистые сени вошел в избу. Жилище моего приятеля не отличалось убранством и как-то особенно казалось инее приятным своей простотою: низенькая, просторная, бревенчатая изба, с массою икон в переднем углу, с большой русской печкой и широкими лавками по стенам. На правой стенке близ образов были аккуратно приколочены гвоздиками царские портреты, производства московской литографии. Пока я разговаривал с хозяйкой о деревенском житье-бытье, вошел Алексей Егорович, управившись на дворе с лошадьми. По обычаю помолился на образа и снова поздравил меня с приездом, присаживаясь на лавку возле меня. Баба внесла большой кипящий самовар, вычищенный хоть глядись, расставила цветные чашки по порядку и закуску, какая нашлась в обиходе: студень с разводным хреном, кринка молока, ржаные лепешки с творогом. Началось угощение. Между тем, за окном у избы собралось несколько мужиков, и слышался разговор. - Да, можа, зря это... - Чаво зря,- сичас тетка Алена к Оаддеичу прибегала, алямон брала, сказывала из Москвы господин приехал. Вон, так и есть, вишь с Ляксеем надышный барин сидит, охотник, Иван Кузьмич, чай пьют… - Стало быть, надо поздравить…барин хороший… Понимая, что разговор идет на мой счет, я, не входя в рассуждения, достал «бумажку» и просил Алексея Егоровича передать ее мужичкам на угощение « с приездом». Проводив эту депутацию, мы обсуждали наш план. - Ловить будем сетью, - с расстановкой толковал Алексей Егорович, прихлебывая с блюдца чай - охватим кусты и готово… Место маленько неспособно; берег с речки сажени три вверх и крепко зарос кустарником, не продерешься… А поверху, в подлеске, орешник, черемуха, рябина и мелкий осинник. Тут он и держится, утром в черемухе, а вечером, как смеркнется, перелетает: шагах в двадцати, там у канавы, где ручей сбегает, три маленькие осинки стоят, этак вместе. На них и держится. И что он тут разделывает,- уму помрачение!.. Я две ночи слышал его и, кажись, сейчас бы ушел, да уже некогда надо ловить. Завтра часа в три я подниму тебя. В лес пойдем с реки. Там у трактирщика есть лодка, на ней и махнем… Никто нас там не увидит. - А лесники не помешают нам?.. - Нет, лесники не помеха. Я говорил с ними, что возьму соловья, несмотря ни на какой запрет… Они знают меня… и просили только на вино и чтобы на барина не наткнуться, чтобы, значит, их не подвести. Барин-то, видишь ты, сам охотник и соловья этого заметил. Он может и не понимает по охоте, но, сказывают, кажинный вечер приезжает с барышней к сторожке и долго слушают этого соловья… Лесникам ты дашь зелененькую на всю компанию, птицу бери себе, сочтемся… Так мы и порешили с приятелем, выпили по чарке за успех в охоте и отправились в сарай спать,- в избе было душно. А наутро, до восхода солнца, уже катили в досчанике*) по узенькой, по глубокой, омутистой речке, но с соблюдением полной тишины. А.Е. без звука поднимал и опускал в воду весла и был, видимо, озабочен. Он, только подъезжая к лесу, шепотом поставил мне вопрос: «А что, как перелетел?...» Потом вдруг задержал лодку и, показывая рукою на лес, прошептал: « слушай!..» Из массы доносившихся из леса голосов: пеночек, зябликов, дроздов и прочих пташек, вдруг вырвалась « светлая дятловая» стукотня вверх, за нею другая, «юлиная» и сильная «резвая дробь» так и рассыпалась по реке… А.Е. загорелся: жестом показал мне достоинство и запальчиво вопрошал: -Что?! Что, милый?.. Вот как у нас кричат дробми-то!.. Есть ли в Москве у кого?.. - Не кричи ты, пожалуйста!- просил я его дружелюбно!.. - Нет, я говорю, как прокричал дробью-то, слышал?- повторил А.Е., берясь за весла. Мы подплыли к лесу, спрятали лодку в кустах, осмотрели место, соображая, как занести сеть, и тихо, как кошки, поползли вверх по кустарнику, как можно стараясь не подшуметь. Добравшись до намеченного места за несколько шагов, мы стали заносить сеть - А.Е., с одной стороны, я с другой стороны, живо окутали кустарник на большое пространство и оба погнали птицу со стороны леса, шумя ветвями и следя глазами по низу кустарника. А.Е., как опытный ловец, первый проследил птицу, в испуге бросившуюся по ветвям, пугнул сверху шапкой и тут же крикнул мне: «кутейку!» Соловей запутался в сети. Я подбежал к нему, он уже держал соловья в руке и как-то нервно распутывал его из сети. - Дай я выну!- сорвалось у меня. - Снимай скорее сеть! - с сердцем ответил А.Е. Я засуетился и не успел снять половины сети, как из леса вдруг раздалось на близком расстоянии звонкое и дружное тявканье собак, как-будто они нашли зверя. А.Е. проворчал что-то на своем диалекте и торопливо начал помогать мне снимать сеть; местами мы ее порвали, но все-таки свое дело сделали и поспешили к лодке. Впрыгнув в нее, мы уже считали себя вне опасности. А.Е. ,оттолкнувшись от берега, на радостях крикнул по направлению к лесу. - Прощай, барин! Не поминай лихом!... Но лишь только он это произнес, как из леса вдруг выскочили три породистые черные таксы и злобно залились на нас, вертясь и подпрыгивая на берегу. Следом за ними вылетел и барин на горячем золотисто-гнедом скакуне, одетый в зеленую венгерку и в фуражке с красным околышем. Он был, как говорится, взбешен, хлопал арапником и сердито кричал на нас: - Стой! Ни с места! Стрелять буду!- А.Е. положил весла - Стреляйте, у нас ружей нет!- крикнул я барину. - Кто вы такие? Зачем входили в лес? - Ваш лес обнесен канавой,- отвечал я,- которую мы не переходили, следовательно и в лесу не были, а под лесом были. Барин закричал какую-то брань. А.Е. махнул веслами и мы уехали. Мы оба были сильно расстроены этой неожиданной сценой, и я долго не мог простить себе моего увлечения…

13 Ноябрь 2014, 15:19:31
Ответ #1222
Оффлайн

Александр Крохин

Член клуба
Эти отрывки из книги И.К.Шамова "Наши певчие птицы", рассказ " Соловей". Прекрасное описание природы, вся страсть охоты. Есть аналогия - барина, хозяина территории и наших лесников, к которым мы стараемся не попадаться.

27 Ноябрь 2014, 16:44:34
Ответ #1223
Оффлайн

Falco58

Глобальный модератор
 Всегда радуешься, когда начинает петь любая птица, хоть чиж, хоть щегол, а когда запевает более капризная, то радуешься вдвойне. Завтра будет две недели, как занес своего весеннего соловья из уличного вольера в дом.До сегодняшнего дня ни звука то него не слышал,а сегодня рано утром под шум воды запел. Песня еще не полная и не в мах, но на уровне говорка черноголовки звучала. Интересно, что он мне выдаст, я его  перед тем как поймать всего минуты три слышал.

27 Ноябрь 2014, 19:13:42
Ответ #1224
Оффлайн

Константин.tgn

Член клуба
Всегда радуешься, когда начинает петь любая птица, хоть чиж, хоть щегол, а когда запевает более капризная, то радуешься вдвойне. Завтра будет две недели, как занес своего весеннего соловья из уличного вольера в дом.До сегодняшнего дня ни звука то него не слышал,а сегодня рано утром под шум воды запел. Песня еще не полная и не в мах, но на уровне говорка черноголовки звучала. Интересно, что он мне выдаст, я его  перед тем как поймать всего минуты три слышал.
Это  тот словей что вы ловили вечером и снимали до этого видео о нём?


27 Ноябрь 2014, 19:55:59
Ответ #1225
Оффлайн

Falco58

Глобальный модератор
Это  тот соловей что вы ловили вечером и снимали до этого видео о нём?
Он самый. Дикарь был ужасный, лишь после линьки успокоился, сейчас берет из рук огневку с фобусом.

28 Ноябрь 2014, 03:25:25
Ответ #1226
Оффлайн

Дмитрий


Он самый. Дикарь был ужасный, лишь после линьки успокоился, сейчас берет из рук огневку с фобусом.
Хорошо что успокоился ,у меня были соловьи дикие годами,а сейчас живёт ручной ,руку с мучником в клетку засуну он уже бежит к угощению ,ручным стал через 2 недели после поимки и сразу в клетке сидел спокойно и не бился .

28 Ноябрь 2014, 07:01:40
Ответ #1227
Оффлайн

красношапочный

Штурман форума
Любого соловья можно сделать ручным, одним потребуется пару месяцев и система полуоткрытия ткани, другим и полгода.

28 Ноябрь 2014, 09:33:04
Ответ #1228
Оффлайн

Falco58

Глобальный модератор
 Сегодня до работы немного записал. Конечно, правильнее было бы разместить этот ролик в теме "Черноголовка "  :ab: , но, надеюсь, что соловей её когда-нибудь перепоёт.

28 Ноябрь 2014, 12:00:27
Ответ #1229
Оффлайн

Mihailov Maksim

Член клуба
супер у него теперь нет выхода